rubeen

 

4nj7bxsto8ea8wfw4napdygto8eafwf14n47bxqozzem7wfirdea8wc84gypbpqos5emjwfi4n67bqgoswopbxsos8eabwfo4n57

4nj7be6ouaonfwfb4gypbpqosuem5wcx4g81bwce4n7pbxsozxemye8no1mnypburdemgmsouuem7wfu4nhpbq6oszemfwfore


Школа — это маленькая жизнь, которую проживает каждый человек. Мы начинаем познавать жизнь в школе. А потом, во взрослой жизни, опираемся на свой ум и те знания, которые получили в школе. Всегда нужно полагаться в первую очередь на себя, а школа поможет нам, укрепит силы.

Разбор заданий: «Становление информационной цивилизации», «Беларусь в мировом сообществе» на февраль 2024 года

 

РАЗБОР ЗАДАНИЙ:

«Становление информационной цивилизации»,

«Беларусь в мировом сообществе»

(Перейти)

на февраль 2024 года

ЧАСТЬ А

А1. Американский учёный С. Хантингтон рассматривал цивилизацию как:

1) период промышленных революций;

2) череду сменяющих друг друга культур; (О. Шпенглер)

3) полностью исчерпавшую себя культуру; (О. Шпенглер)

4) широкомасштабную культурную общность;

5) ответы на вызовы внешней среды. (А. Тойнби)

§3, стр. 34

 

А2. Согласно концепциям постиндустриального общества для него характерны радикальные изменения под названием:

1) революция менеджеров;

2) промышленная революция;

3) неолитическая революция;

4) аграрная революция;

5) культурная революция.

§2, стр. 27

 

А3. В концепции немецкого философа О. Шпенглера цивилизация рассматривалась как:

1) завершающий этап развития культуры;

2) процесс сменяющих друг друга локальных культур; (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби)

3) стадия развития, которая наступила вслед за эпохой первобытности; (Л. Морган, Ф. Энгельс)

4) широкомасштабная культурная общность; (С. Хантингтон)

5) культурно-исторический тип. (Н. Данилевский)

§3, стр. 33

 

А4. Негативные изменения в социальной сфере жизни информационного общества проявляются в:

1) превращении дома в «электронный коттедж»;

2) распространении общения в «виртуальной реальности»; (сфера быта и досуга)

3) участии в управлении посредством «электронной демократии»; (политическая сфера)

4) возникновении «сетевых сообществ»; (сфера коммуникации)

5) существовании «цифрового неравенства».

§4, стр. 43

 

А5. Социальное направление устойчивого развития включает комплекс мер, направленных на:

1) изменение структуры потребления и производства; (экономическое)

2) рост благосостояния населения;

3) концентрацию богатства на одном полюсе и бедности на другом;

4) сохранение биологического разнообразия; (экологическое)

5) использование энергосберегающих технологий. (экономическое)

§7, стр. 75

 

А6. Начало технического прогресса относится к появлению:

1) мобильного Интернета;

2) телефона;

3) каменных орудий труда;

4)двигателя внутреннего сгорания;

5) искусственного интеллекта.

§1 стр. 11

 

А7. К основным принципам международного права относится:

1) неравенство государств;

2) принцип бескорыстности;

3) принцип возвратности;

4) сотрудничество государств;

5) организованный скептицизм.

§8, стр. 81

 

А8. Переход от менее совершенных форм человеческой деятельности к более совершенным – это:

1) социальная революция;

2) общественный прогресс;

3) биологическая эволюция;

4) техническое развитие;

5) технологическая эволюция.

§1, стр. 10

 

А9. Лицо, которое перемещается или уже переместилось через международную границу или внутри государства и покинуло место своего обычного жительства, называется:

1) эмигрант;

2) иммигрант;

3) мигрант;

4) репатриант;

5) космополит.

§6, стр. 68

 

А10. По состоянию выделяют такие виды международных отношений, как:

1) идеологические; (по сферам взаимодействия)

2) двусторонние; (по количеству участников)

3) многополюсные; (по расстановке сил)

4) межгосударственные; (по составу участников)

5) сотрудничества.

§10, стр. 102

 

А11. Выберите вариант ответа, оба элемента которого характеризуют противоречивый характер глобализации:

А) унификация

Б) регионализация

В) глокализация

Г) универсализация

Д) информатизация

1) а, г

2) б, в

3) г, д

4) б, д

5) а, д

§5, стр. 53

 

А12. Выберите вариант заполнения схемы о принципах международного гуманитарного права.

 

1)      А – запрет нападения на гражданских лиц, Б – гуманизм, В – соразмерность, Г – запрет пыток, Д – обращение;

2)      А – гуманизм, Б – соразмерность, В – запрет пыток, Г – обращения, Д – запрет нападения на гражданских лиц;

3)      А – соразмерность, Б – гуманизм, В – запрет пыток, Г – обращение, Д – запрет нападения на гражданских лиц;

4)      А – соразмерность, Б – гуманизм, В – запрет пыток, Г – запрет нападения на гражданских лиц, Д – обращение;

5)      А – гуманизм, Б – запрет нападения на гражданских лиц, В – соразмерность, Г – обращение, Д – запрет пыток.

§8, стр. 87, 88

 

А13. Гуманизм:

1) зародился в эпоху Просвещения;

2) в античные времена впервые выступил как целостная система взглядов;

3) достиг вершины развития в XIX веке;

4) стал общечеловеческой основой в современной культуре;

5) не может быть критерием прогресса, так как не отражает всё многообразие современного техногенного мира.

§1, стр. 18

 

А14. По характеру волеизъявления миграция может быть:

1) временной и постоянной; (по срокам)

2)легальной и нелегальной; (по законности)

3) вынужденной и добровольной;

4) трудовой и коммерческой; (по цели)

5) образовательной и религиозной. (по цели)

§6, стр. 68

 

 

 

А15. Укажите верное суждение.

1) Основные принципы международного права имеют императивный характер.

2) В Республике Беларусь ратификация международных соглашений осуществляется Советом Министров. (Национальным собранием)

3) Государство, виновное в совершении международного противоправного деяния, не обязано прекратить противоправное деяние. (обязано)

4) Международное гуманитарное право действует в период вооруженных конфликтов в зависимости от причины возникновения конфликта. (не зависимо)

5) Республика Беларусь не является участницей Женевских конвенций 1949 г. (является)

§8, стр. 83

 

А16. Одним из основоположников учения о ноосфере стал:

1) американский социолог Роберт Нисбет; (прогресс)

2) белорусско-российский философ Вячеслав Стёпин; (техногенное общество)

3) российский учёный Владимир Вернадский;

4) американский социолог Элвин Тоффлер; (технологический подход)

5) британский учёный Тим Бернерс-Ли. (концепция глобальной компьютерной сети)

Стр. 59

 

ЧАСТЬ В

В1. В своём эссе «Адвечным шляхам» (1921 г.) И. Абдиралович впервые дал оценку ________________ (цивилизационной) принадлежности Беларуси.

                                                                                                      §3, стр. 36

 

В2. Стресс и дезориентация у людей, подвергающихся слишком большому числу перемен за короткое время – это __________________

(футурошок)

§4, стр. 46

 

В3. Теория:

1) утверждающая зависимость политики государства от географических факторов;

2) сложившаяся на рубеже XIX – XX вв. в результате осмысления и анализа устройства мира;

3) основной термин которой был введен шведским ученым Рудольфом Челленом в книге    «Великие державы», – это __________________________ (геополитика)

                                                                                                               §9, стр. 92

 В4. Выберите из указанных международных объединений то, которое появилось позже других:

1) Евразийский экономический союз; (2015 г.)

2) Организация Объединенных Наций; (1945 г.)

3) Организация Договора о коллективной безопасности. (2003 г.) (1)

                                                                                                         §10, стр. 34

 

 

 

В5. Установите последовательность возникновения данных теорий:

1) К. Маркс сформулировал идею о том, что исторический процесс развёртывается как последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций; (вторая половина XIX в.)

2) У. Ростоу выделил пять стадий развития общества; (1960-е гг.)

3) Э. Тоффлер предложил идею о развитии общества как сменяющие друг друга «волны»; (1980 г.)

4) О. Шпенглер предложил рассматривать исторический процесс как череду сменяющих друг друга культур; (1918 г.)

5) С. Хантингтон рассмотрел цивилизацию как широкомасштабную культурную общность, которая определяется рядом общих черт, а также самоидентификацией людей. (1996 г.)                 (14235)

§2-3, стр. 23, 24, 25, 32, 34

 

В6. Выберите ДВА верных суждения, характеризующие устойчивое развитие.

1) В Цели устойчивого развития входит сохранение морских экосистем.

2) Устойчивое развитие общества предполагает удовлетворение нужд современного поколения любой ценой, даже за счет нанесения ущерба будущим поколениям людей. (без нанесения ущерба будущим поколениям людей)

3) Целью №1 устойчивого развития является индустриализация, инновации и инфраструктура. (№ 1 – ликвидация нищеты)

4) Повестка-2030 содержит 150 (17) Целей устойчивого развития.

5) В Республике Беларусь не существует Национальной стратегии устойчивого развития. (существует, принята в 2017 г.)

6) Цели и задачи в области устойчивого развития глобальные по своему характеру и универсально применимые. (16)

§7, стр. 71, 72

 

 

В7. Укажите ДВА верных утверждения. Антиглобализм как общественное и политическое движение выступает за:

1) возрастание влияния универсальных, общих для всего человечества феноменов культуры;

2) превращение мира в «большую деревню»;

3) ограничение и контроль над деятельностью ТНК;

4) локализацию производства для свёртывание переразвитого мирового разделения труда;

5) широкое распространение единых стандартов досуга. (34)

§5, стр. 55

 

В8. Укажите ТРИ сферы, которые необходимо сбалансировать в системе «человек – хозяйство – природа»:

1) политическая;

2) социальная;

3) экономическая;

4) культурная;

5) экологическая. (235)

§7, стр. 72

 

В9. Выберите ТРИ верных утверждения. Для развивающихся стран присущи такие черты, как:

1) многоукладная экономика;

2) развитие ИТ-сферы;

3) высокие темпы роста населения;

4) высокое качество профессиональной подготовки трудовых ресурсов;

5) преимущественно сырьевая специализация в международном разделении труда. (135)

§6, стр. 66

 

В10. Выберите ДВА верных утверждения. Стратегическими национально-государственными интересами Республики Беларусь являются:

1) достижение военно-технического превосходства над соседними государствами;

2) обеспечение независимости и незыблемости конституционного строя;

3) достижение высокого уровня и качества жизни граждан;

4) рост финансирования науки;

5) получение статуса космической державы;

обеспечение гендерного равенства в стране. (23)

§9, стр. 96

 

В11. Выберите ДВА верных утверждения. Причинами научно-технической революции в середине XX века стали:

1) изменение роли человека в процессе производства и управления; (признак)

2) научные открытия, которые преобразовали производство, медицину, транспорт, связь и другие сферы; (признак)

3) научный труд, который становится ведущей формой человеческой деятельности; (признак)

4) успехи естествознания;

5) рост финансирования науки, увеличение количества исследовательских учреждений. (45)

§1, стр. 13

 

В12. Выберите ТРИ верных утверждения, характеризующие процесс глобализации.

1) Информационный фактор глобализации приводит к превращению мира в «большую деревню».

2) Экономический фактор глобализации означает усиление барьеров между национальными экономиками. (уменьшение барьеров)

3) Глобализация стала тенденцией нового этапа социальной эволюции только в начале XXI века. (во второй половине XX в.)

4) Глобализация приводит к росту влияния транснациональных корпораций.

5) Экономическая глобализация ведет к усилению роли таких международных организаций, как Всемирный банк. (145)

§5, стр. 50, 52

 

В13. Выберите ТРИ верных утверждения. Принципы международного права обладают силой:

1) политической;

2) моральной;

3) религиозной;

4) социальной;

5) юридической. (125)

§8, стр. 82

 

В14. Укажите ДВА предложения, в которых допущена смысловая ошибка. Обратите внимание: необходимо указать НЕВЕРНЫЕ суждения!

1) Индекс человеческого развития – это комбинированный показатель, созданный ООН для межстранового сравнения. 2) Разработан в 1990 году японскими учеными Юдзиро Хаяси и Ёнэдзи Масудой. (Разработан группой экономичтов во главе с пакистанским ученым Махбубом уль-Хаком) 3) При подсчёте ИЧР учитываются несколько показателей. 4) К ним относятся: ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности населения страны, уровень жизни, оцененный через валовый национальный доход на душу населения по паритету покупательной способности. 5) В зависимости от значения ИЧР страны принято классифицировать по уровню развития: развитые, среднего уровня развития, развивающиеся. (очень высокий, высокий, средний и низкий) (25)

§6, стр. 66

 

В15. Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова (словосочетания) последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.

Формационный подход к периодизации истории возник

А) _____. На основе идей Б) _____ историками были выделены В) _____ основных формаций.

 

1) вторая половина XIX века                           4) пять

2) К. Маркс                                                        5) начало ХХ века

3) О. Шпенглер                                                 6) шесть

                                                                                                (А1Б2В4)

§2, стр. 23

 

В16. Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова (словосочетания) последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.

А) _____ представляет собой крайне противоречивое явление. К её Б) _____ последствиям относится В) _____ единого мирового пространства, в рамках которого перемещаются экономические ресурсы, распространяются идеи, знания.

 

1) концепция устойчивого развития                   4) снижение роли

2)негативные                                                         5) создание

3) глобализация                                                     6) позитивные

(А3Б6В5)

§5, стр. 53

 

В17. Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова (словосочетания) последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.

Термин «информационное общество» стал широко использоваться в работах японских ученых в А) _____ годы. В политической сфере информационного общества происходит формирование Б) _____. Электронные технологии В) _____ развитию интерактивности (социального взаимодействия), повышению уровня политического участия и развитию гражданского общества.

 

1) электронная демократия                                  4) цифровая экономика

2) способствуют                                                    5) 1910-1920-е
3) 1960-1970-е                                                        6) препятствуют

 

(А3Б1В2)

§4, стр. 40, 41

В18. Установите соответствие.

 

Принципы устойчивого развития

 

 

Цели

 

А) люди

Б) процветание

В) планета

 

 

1) мир, правосудие, эффективные институты (мир, партнерство)

2) сохранение экосистем, ответственное потребление и производство, борьба с изменением климата

3) ликвидация голода и нищеты, гендерное равенство, качественное образование

4) достойная работа, уменьшение неравенства, экономический рост

 

(А3Б4В2)

§7, стр. 71, 78

 

В19. Установите соответствие.

Средства международного сотрудничества

 

Примеры

 

А) политические

Б) военные

В) пропагандистские

 

1) современные СМИ, агитация

2) интервенция, блокада, манёвры

3) дипломатия

4) экономический потенциал страны (экономические)

 

(А3Б2В1)

§10, стр. 110, 111

 

В20. Установите соответствие.

Специализированные учреждения ООН

 

Компетенция

 

А) ЮНЕСКО

Б) ЮНИСЕФ

В) ЮНИДО

 

1) вопросы развития ядерной энергетики

2) вопросы защиты материнства и детства

3) вопросы образования, науки, культуры

4) вопросы промышленного развития

 

(А3Б2В4)

§10, стр. 107

 

В 21. Установите соответствие.

Страны-соседи Республики Беларусь

 

Направление границ

 

А) Латвия

Б) Литва

В) Польша

 

1) север

2) северо-восток

3) северо-запад

4) запад

(А1Б3В4)

§9, стр. 93

 

В22. Установите соответствие

Этап развития общества

 

Отличительная характеристика

 

А) постиндустриальное общество

Б) доиндустриальное общество

 

1) ручной труд и примитивная техника, незначительный размер производства продукции на душу населения, медленный технический прогресс

2) научно-техническая революция (сер. XX в.)

3) учения, сокращение числа работников, занятых в материальном производстве – не только в сельскохозяйственном, но и промышленном

4) аграрная революция, в результате которой произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему

 

(А23Б14)

§2, стр. 26, 27-28