Школа — это маленькая жизнь, которую проживает каждый человек. Мы начинаем познавать жизнь в школе. А потом, во взрослой жизни, опираемся на свой ум и те знания, которые получили в школе. Всегда нужно полагаться в первую очередь на себя, а школа поможет нам, укрепит силы.
Задания по разделам:
«Становление информационной цивилизации»,
«Беларусь в мировом сообществе»
(Перейти)
на февраль 2024 года
ЧАСТЬ А
А1. Американский учёный С. Хантингтон рассматривал цивилизацию как:
1) период промышленных революций;
2) череду сменяющих друг друга культур;
3) полностью исчерпавшую себя культуру;
4) широкомасштабную культурную общность;
5) ответы на вызовы внешней среды.
А2. Согласно концепциям постиндустриального общества для него характерны радикальные изменения под названием:
1) революция менеджеров;
2) промышленная революция;
3) неолитическая революция;
4) аграрная революция;
5) культурная революция.
А3. В концепции немецкого философа О. Шпенглера цивилизация рассматривалась как:
1) завершающий этап развития культуры;
2) процесс сменяющих друг друга локальных культур;
3) стадия развития, которая наступила вслед за эпохой первобытности;
4) широкомасштабная культурная общность;
5) культурно-исторический тип.
А4. Негативные изменения в социальной сфере жизни информационного общества проявляются в:
1) превращении дома в «электронный коттедж»;
2) распространении общения в «виртуальной реальности»;
3) участии в управлении посредством «электронной демократии»;
4) возникновении «сетевых сообществ»;
5) существовании «цифрового неравенства».
А5. Социальное направление устойчивого развития включает комплекс мер, направленных на:
1) изменение структуры потребления и производства;
2) рост благосостояния населения;
3) концентрацию богатства на одном полюсе и бедности на другом;
4) сохранение биологического разнообразия;
5) использование энергосберегающих технологий.
А6. Начало технического прогресса относится к появлению:
1) мобильного Интернета;
2) телефона;
3) каменных орудий труда;
4) двигателя внутреннего сгорания;
5) искусственного интеллекта.
А7. К основным принципам международного права относится:
1) неравенство государств;
2) принцип бескорыстности;
3) принцип возвратности;
4) сотрудничество государств;
5) организованный скептицизм.
А8. Переход от менее совершенных форм человеческой деятельности к более совершенным – это:
1) социальная революция;
2) общественный прогресс;
3) биологическая эволюция;
4) техническое развитие;
5) технологическая эволюция.
А9. Лицо, которое перемещается или уже переместилось через международную границу или внутри государства и покинуло место своего обычного жительства, называется:
1) эмигрант;
2) иммигрант;
3) мигрант;
4) репатриант;
5) космополит.
А10. По состоянию выделяют такие виды международных отношений, как:
1) идеологические;
2) двусторонние;
3) многополюсные;
4) межгосударственные;
5) сотрудничества.
А11. Выберите вариант ответа, оба элемента которого характеризуют противоречивый характер глобализации:
А) унификация Б) регионализация В) глокализация Г) универсализация Д) информатизация |
1) а, г 2) б, в 3) г, д 4) б, д 5) а, д |
А12. Выберите вариант заполнения схемы о принципах международного гуманитарного права.
|
1) А – запрет нападения на гражданских лиц, Б – гуманизм, В – соразмерность, Г – запрет пыток, Д – обращение;
2) А – гуманизм, Б – соразмерность, В – запрет пыток, Г – обращения, Д – запрет нападения на гражданских лиц;
3) А – соразмерность, Б – гуманизм, В – запрет пыток, Г – обращение, Д – запрет нападения на гражданских лиц;
4) А – соразмерность, Б – гуманизм, В – запрет пыток, Г – запрет нападения на гражданских лиц, Д – обращение;
5) А – гуманизм, Б – запрет нападения на гражданских лиц, В – соразмерность, Г – обращение, Д – запрет пыток.
А13. Гуманизм:
1) зародился в эпоху Просвещения;
2) в античные времена впервые выступил как целостная система взглядов;
3) достиг вершины развития в XIX веке;
4) стал общечеловеческой основой в современной культуре;
5) не может быть критерием прогресса, так как не отражает всё многообразие современного техногенного мира.
А14. По характеру волеизъявления миграция может быть:
1) временной и постоянной;
2) легальной и нелегальной;
3) вынужденной и добровольной;
4) трудовой и коммерческой;
5) образовательной и религиозной.
А15. Укажите верное суждение.
1) Основные принципы международного права имеют императивный характер.
2) В Республике Беларусь ратификация международных соглашений осуществляется Советом Министров.
3) Государство, виновное в совершении международного противоправного деяния, не обязано прекратить противоправное деяние.
4) Международное гуманитарное право действует в период вооруженных конфликтов в зависимости от причины возникновения конфликта.
5) Республика Беларусь не является участницей Женевских конвенций 1949 г.
А16. Одним из основоположников учения о ноосфере стал:
1) американский социолог Роберт Нисбет;
2) белорусско-российский философ Вячеслав Стёпин;
3) российский учёный Владимир Вернадский;
4) американский социолог Элвин Тоффлер;
5) британский учёный Тим Бернерс-Ли.
ЧАСТЬ В
В1. В своём эссе «Адвечным шляхам» (1921 г.) И. Абдиралович впервые дал оценку ________________ принадлежности Беларуси.
В2. Стресс и дезориентация у людей, подвергающихся слишком большому числу перемен за короткое время – это __________________
В3. Теория:
а) утверждающая зависимость политики государства от географических факторов;
б) сложившаяся на рубеже XIX – XX вв. в результате осмысления и анализа устройства мира;
в) основной термин которой был введен шведским ученым Рудольфом Челленом в книге «Великие державы», – это __________________________
В4. Выберите из указанных международных объединений то, которое появилось позже других:
1) Евразийский экономический союз;
2) Организация Объединенных Наций;
3) Организация Договора о коллективной безопасности.
В5. Установите последовательность возникновения данных теорий:
1) К. Маркс сформулировал идею о том, что исторический процесс развёртывается как последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций;
2) У. Ростоу выделил пять стадий развития общества;
3) Э. Тоффлер предложил идею о развитии общества как сменяющие друг друга «волны»;
4) О. Шпенглер предложил рассматривать исторический процесс как череду сменяющих друг друга культур;
5) С. Хантингтон рассмотрел цивилизацию как широкомасштабную культурную общность, которая определяется рядом общих черт, а также самоидентификацией людей.
В6. Выберите ДВА верных суждения, характеризующие устойчивое развитие.
1) В Цели устойчивого развития входит сохранение морских экосистем.
2) Устойчивое развитие общества предполагает удовлетворение нужд современного поколения любой ценой, даже за счет нанесения ущерба будущим поколениям людей.
3) Целью №1 устойчивого развития является индустриализация, инновации и инфраструктура.
4) Повестка-2030 содержит 150 Целей устойчивого развития.
5) В Республике Беларусь не существует Национальной стратегии устойчивого развития.
6) Цели и задачи в области устойчивого развития глобальные по своему характеру и универсально применимые.
В7. Укажите ДВАверных утверждения. Антиглобализм как общественное и политическое движение выступает за:
1) возрастание влияния универсальных, общих для всего человечества феноменов культуры;
2) превращение мира в «большую деревню»;
3) ограничение и контроль над деятельностью ТНК;
4) локализацию производства для свёртывание переразвитого мирового разделения труда;
5) широкое распространение единых стандартов досуга.
В8. Укажите ТРИ сферы, которые необходимо сбалансировать в системе «человек – хозяйство – природа»:
1) политическая;
2) социальная;
3) экономическая;
4) культурная;
5) экологическая.
В9. Выберите ТРИ верных утверждения. Для развивающихся стран присущи такие черты, как:
1) многоукладная экономика;
2) развитие ИТ-сферы;
3) высокие темпы роста населения;
4) высокое качество профессиональной подготовки трудовых ресурсов;
5) преимущественно сырьевая специализация в международном разделении труда.
В10. Выберите ДВА верных утверждения. Стратегическими национально-государственными интересами Республики Беларусь являются:
1) достижение военно-технического превосходства над соседними государствами;
2) обеспечение независимости и незыблемости конституционного строя;
3) достижение высокого уровня и качества жизни граждан;
4) рост финансирования науки;
5) получение статуса космической державы;
6) обеспечение гендерного равенства в стране.
В11. Выберите ДВА верных утверждения. Причинами научно-технической революции в середине XX века стали:
1) изменение роли человека в процессе производства и управления;
2) научные открытия, которые преобразовали производство, медицину, транспорт, связь и другие сферы;
3) научный труд, который становится ведущей формой человеческой деятельности;
4) успехи естествознания;
5) рост финансирования науки, увеличение количества исследовательских учреждений.
В12. Выберите ТРИ верных утверждения, характеризующие процесс глобализации.
1) Информационный фактор глобализации приводит к превращению мира в «большую деревню».
2) Экономический фактор глобализации означает усиление барьеров между национальными экономиками.
3) Глобализация стала тенденцией нового этапа социальной эволюции только в начале XXI века.
4) Глобализация приводит к росту влияния транснациональных корпораций.
5) Экономическая глобализация ведет к усилению роли таких международных организаций, как Всемирный банк.
В13. Выберите ТРИверных утверждения.Принципы международного права обладают силой:
1) политической;
2) моральной;
3) религиозной;
4) социальной;
5) юридической.
В14. Укажите ДВА предложения, в которых допущена смысловая ошибка. Обратите внимание: необходимо указать НЕВЕРНЫЕ суждения!
1) Индекс человеческого развития – это комбинированный показатель, созданный ООН для межстранового сравнения. 2) Разработан в 1990 году японскими учеными Юдзиро Хаяси и Ёнэдзи Масудой. 3) При подсчёте ИЧР учитываются несколько показателей. 4) К ним относятся: ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности населения страны, уровень жизни, оцененный через валовый национальный доход на душу населения по паритету покупательной способности. 5) В зависимости от значения ИЧР страны принято классифицировать по уровню развития: развитые, среднего уровня развития, развивающиеся.
В15. Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова (словосочетания) последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Формационный подход к периодизации истории возник А) _____. На основе идей Б) _____ историками были выделены В) _____ основных формаций. |
|
1) вторая половина XIX века 2) К. Маркс 3) О. Шпенглер |
4) пять 5) начало XX века 6) шесть |
В16. Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова (словосочетания) последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
А) _____ представляет собой крайне противоречивое явление. К её Б) _____ последствиям относится В) _____ единого мирового пространства, в рамках которого перемещаются экономические ресурсы, распространяются идеи, знания. |
|
1) концепция устойчивого развития 2) негативные 3) глобализация |
4) снижение роли 5) создание 6) позитивные |
В17. Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова (словосочетания) последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Термин «информационное общество» стал широко использоваться в работах японских ученых в А) _____ годы. В политической сфере информационного общества происходит формирование Б) _____. Электронные технологии В) _____ развитию интерактивности (социального взаимодействия), повышению уровня политического участия и развитию гражданского общества. |
|
1) электронная демократия 2) способствуют 3) 1960-1970-е |
4) цифровая экономика 5) 1910-1920-е 6) препятствуют |
В18. Установите соответствие.
Принципы устойчивого развития |
Цели |
А) люди Б) процветание В) планета |
1) мир, правосудие, эффективные институты 2) сохранение экосистем, ответственное потребление и производство, борьба с изменением климата 3) ликвидация голода и нищеты, гендерное равенство, качественное образование 4) достойная работа, уменьшение неравенства, экономический рост |
В19. Установите соответствие.
Средства международного сотрудничества |
Примеры |
А) политические Б) военные В) пропагандистские |
1) современные СМИ, агитация 2) интервенция, блокада, манёвры 3) дипломатия 4) экономический потенциал страны |
В20. Установите соответствие.
Специализированные учреждения ООН |
Компетенция |
А) ЮНЕСКО Б) ЮНИСЕФ В) ЮНИДО |
1) вопросы развития ядерной энергетики 2) вопросы защиты материнства и детства 3) вопросы образования, науки, культуры 4) вопросы промышленного развития |
В 21. Установите соответствие.
Страны-соседи Республики Беларусь |
Направление границ |
А) Латвия Б) Литва В) Польша |
1) север 2) северо-восток 3) северо-запад 4) запад |
В22. Установите соответствие.
Этап развития общества |
Отличительная характеристика |
А) постиндустриальное общество Б) доиндустриальное общество
|
1) ручной труд и примитивная техника, незначительный размер производства продукции на душу населения, медленный технический прогресс 2) научно-техническая революция 3) учения, сокращение числа работников, занятых в материальном производстве – не только в сельскохозяйственном, но и промышленном 4) аграрная революция, в результате которой произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему |