Школа — это маленькая жизнь, которую проживает каждый человек. Мы начинаем познавать жизнь в школе. А потом, во взрослой жизни, опираемся на свой ум и те знания, которые получили в школе. Всегда нужно полагаться в первую очередь на себя, а школа поможет нам, укрепит силы.
Задания по разделам:
«Личность, общество, государство»,
«Человек в мире культуры»
на октябрь 2023 года.
ЧАСТЬ А
1. Субкультура, отличительной особенностью которой является культ физической силы жесткое противостояние «мы- они», – это субкультура:
1) агрессивная;
2) эпатажная;
3) социальная;
4) доминирующая;
5) мировая.
2. Механизм регуляции социальной жизни, который строится вокруг оси противоположности добра и зла, - это:
1) экономика;
2) наука;
3) честь;
4) искусство;
5) мораль.
3. Дисциплина, предметом теоретического осмысления которой является мораль и определение смысла жизни человека, - это:
1) достоинство;
2) этика;
3) нравственность;
4) религия;
5) совесть.
4. Права человека:
1) присущи только людям определенной расы;
2) приобретаются людьми в момент совершеннолетия;
3) являются отчуждаемыми;
4) имеют отношение к самому факту человеческого существования;
5) основаны на принципе неравенства и дискриминации.
5. Примером медиатекста является:
1) разговор друга по телефону;
2) ответ ученика на вопрос учителя в классе;
3) беседа двух студентов в читальном зале библиотеки;
4) письмо внучки своей бабушке;
5) статья, опубликованная в газете.
6. Всебелорусское народное собрание- это:
1) орган местного управления;
2) основной орган исполнительной власти;
3) орган судебной власти;
4) высший представительный орган народовластия;
5) форма местного самоуправления.
7. Выберите верное суждение:
1) массовая культура создается творческой элитой общества;
2) элитарная культура ориентирована на коммерческий успех;
3) основой национальной культуры является народная культура;
4) массовая и элитарная культура не взаимосвязаны и не воздействуют друг на друга;
5) доминирующая культура всегда борется с субкультурами.
8. Интегративная функция культуры состоит в том, что она:
1) формирует у человека ценностные ориентации;
2) способствует взаимодействию между разными общностями;
3) помогает людям приспосабливаться к различным природным условиям;
4) регулирует жизнь общества посредством права и морали;
5) объединяет её носителей.
9. Правовые нормы, как и нормы морали:
1) упорядочивают отношения между людьми и закрепляют наиболее эффективные формы поведения;
2) определяют в общей форме, что есть зло;
3) упорядочены и зафиксированы в письменном виде в официальных документах;
4) возникают вместе с обществом и содержатся в официальных документах;
5) устанавливают конкретную меру зла.
10. В первом разделе Конституции Республики Беларусь:
1) закрепляется принцип верховенства права как основы правового государства;
2) закреплены личные, политические, социально- экономические и культурные права;
3) закреплено право выдвижения кандидатов в депутаты за общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами;
4) закреплено право вето Главы государства на законы, принятые Парламентом;
5) закреплены положения об органах надзора за исполнением законодательства.
11. К личным правам относится право на:
1) охрану здоровья;
3) отдых;
4) забастовку;
5) свободу передвижения.
12. Выберите вариант ответа, оба элемента которого относятся к личным правам:
а) право на неприкосновенность жилища б) право на участие в решении государственных дел в) право на юридическую помощь г) право на образование д) право собственности |
1) а, в 2) а, б 3) б, д 4) а, д 5) в, г |
13. Выберите вариант ответа, оба элемента которого характеризуют медиатекст:
а) наличие определенного послания, посыла- месседжа б) приватное сообщение становится медиатекстом в момент его написания в) способ создания медиатекста не зависит от канала передачи информации г) для понимания медиатекста необходимо знать код или язык медиа д) адресатом медиатекста является его автор |
1) а, г 2) б,в 3) г, д 4) б, д 5) а, д |
14. Выберите вариант ответа, оба элемента которого относятся к субкультуре:
а) особый язык б) народное творчество в) манера поведения г) всеобщее образование д) аристократизм |
1) а, в 2) а, б 3) б, д 4) а, д 5) в, г |
15. Выберите правильный вариант заполнения схемы.
1) А-интегративная, Б-информационно-коммуникативная;
2) А-компенсаторная, Б- интегративная;
3) А- интегративная, Б- компенсаторная;
4) А- информационно-коммуникативная, Б- компенсаторная;
5) А- информационно-коммуникативная, Б- интегративная.
16. Выберите правильный вариант заполнения схемы.
1) А-формы проявления доминирующей культуры, Б- эпатажная;
2) А-формы самодеятельности субкультуры, Б-эпатажная;
3) А-виды мобильности, Б-либеральная;
4) А-виды материальной культуры, Б- консервативная;
5) А-признаки культуры, Б- экономическая.
ЧАСТЬ В
1. В соответствии со статьей 6 Конституции Республики Беларусь «государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на _______________, исполнительную и судебную».
2. В соответствии со статьей 3 Конституции Республики Беларусь «единственным источником государственной __________ и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ».
3. Понятие, которое происходит от латинских слов «твердый» и «отпечаток» и обозначает сложившиеся упрощенные, односторонние, а нередко и искаженные представления о менталитете и стандартном поведении представителей какого-либо народа, - это этнокультурный___________
4. Согласно законодательству Республики Беларусь несовершеннолетние получают право самостоятельно распоряжаться своей стипендией и иными собственными доходами начиная с возраста___________ лет.
5. Расположите в правильной последовательности следующие этапы законодательного процесса в Республике Беларусь.
1) внесение проекта закона на рассмотрение Палаты представителей;
2) одобрение законопроекта в Совете Республики;
3) принятие законопроекта в палате представителей.
6. Укажите ДВА политических права, зафиксированные в Конституции Республики Беларусь.
1) право на свободу собраний;
2) право на образование;
3) право на свободу печати;
4) право на юридическую помощь;
5) право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности;
6) право сохранять национальную принадлежность и выбирать язык общения.
7. Укажите ДВА личных права, зафиксированные в Конституции Республики Беларусь:
1) право на вступление в брак;
2) право на жилище;
3) право направлять обращения в государственные органы;
4) право на судебную защиту;
5) право на свободу печати;
6) право на достойный уровень жизни.
8. Укажите ДВЕ характеристики Всебелорусского народного собрания.
1) предлагает изменения и дополнения в Конституцию;
2) является Правительством Республики Беларусь;
3) осуществляет непосредственную охрану общественного порядка;
4) утверждает программы социально-экономического развития Республики Беларусь;
5) считается контрольно- надзорным органом;
6) осуществляет правосудие.
9. Выберите ДВА верных суждения, характеризующие Правительство Республики Беларусь.
1) главной функцией Правительства Республики Беларусь является законотворчество;
2) Палата представителей заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства;
3) Правительство и органы местной власти в Республике Беларусь осуществляют исполнительную власть;
4) работой Правительства руководит Премьер- министр, которого назначает на должность Президент с согласия Совета Республики;
5) Правительство избирается сроком на 4 года.
10. Выберите ТРИ верных суждения, характеризующие доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру.
1) К причинам формирования молодежных субкультур относится неспособность доминирующей культуры предложить привлекательную для молодежи систему ценностей.
2) Субкультура представляет собой систему норм и ценностей, отличающих отдельную группу людей от большинства общества.
3) Между доминирующей культурой и субкультурой невозможны партнерские отношения.
4) Эпатажная субкультура всегда основана на культе физической силы, жестком противостоянии «мы-они» и внутренней иерархии.
5) Социальная субкультура имеет цель в виде решения конкретных общественных задач.
11. Выберите ТРИ верных суждения, характеризующие мораль как механизм регуляции социальной жизни.
1) Под моралью понимают сложившиеся в обществе механизмы регуляции поведения людей, характерные для этого общества представления о добре и зле.
2) Золотое правило нравственности существует только в христианской культуре.
3) Совесть выполняет исключительно запрещающую функцию.
4) Внешним регулятором поведения человека в соответствии с моральными нормами является общественное мнение.
5) Достоинство представляет собой внутреннюю уверенность личности в собственной ценности, чувство самоуважения.
12. Укажите ТРИ характерные черты народной культуры:
1) быстро теряет актуальность и выходит из моды;
2) оценивает объекты культуры по экономическим параметрам;
3) включает культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени;
4) как правило, является бесписьменной;
5) рассчитана на очень узкий круг ценителей;
6) является традиционной и коллективистской.
13. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
В Республике Беларусь существуют различные органы власти, наделенные широкими полномочиями. Так, Всебелорусское народное собрание – это А)______________ Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляют Б) _____________ И местные органы исполнительной власти. Основная задача исполнительной власти- В)_____________ |
1) реализация законов на практике 4) Парламент 2) высший представительный орган народовластия 5) Правительство 3) осуществление правосудия 6) орган местного самоуправления |
14. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Согласно законодательству Республики Беларусь несовершеннолетние получают право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки А) _____ 14 лет. Кроме того, в этом возрасте они могут сами совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгод, Б) ____________. В случае совершения правонарушения несовершеннолетние по общему правилу подлежат уголовной ответственности по достижении В) ___________ возраста. |
1) не требующие нотариального удостоверения 4) еще до 2) требующие государственной регистрации 5) 18-летнего 3) 16-летнего 6) только с |
15. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Основателем учения о разделении властей был английский мыслитель А) ___________. Он считал, что законодательная власть (принимающая законы) должна принадлежать Б)___________, избираемым народом, а исполнительная власть (проводящая законы в жизнь)- В)____________. |
1)Шарль Луи Монтескьё 4) депутатам 2) Джон Локк 5) монарху и его правительству 3) королю 6) президенту |
16. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Сегодня выделяются «три поколения» прав человека. «Первое поколение» (права А) ________) - гражданские и политические права, «второе поколение» (права Б)__________) - социальные, экономические и культурные права, «третье поколение»- (права В) _____________) – коллективные права. |
1) равенство 4) братство 2) солидарность 5) справедливость 3) свобода 6) братство. |
17. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Одним из первых термин А) ___________( в широком смысле означает «посредник») для обозначения средств передачи и распространения информации использовал исследователь Б) ________. В своих трудах ученый утверждал, что они буквально расширяют слух, зрения и В) ______ и представляют новые возможности для обычного человека, позволяющие ему мгновенно быть повсюду. |
1)Гарольд Лассуэлл 4) коммуникация 2) Маршалл Маклюэн 5) осязание 3) медиа 6) обоняние. |
18. Установите соответствие.
Группа прав |
Права человека в Республике Беларусь |
А) культурные |
1) на свободу печати |
Б) личные |
2) на жилище |
В) политические |
3) на тайну корреспонденции |
|
4) на образование |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б3В4.
Помните, что некоторые варианты, предложенные в правом столбце, могут не использоваться.
19. Установите соответствие.
Понятие |
Определение |
А) этноцентризм |
1) система ценностей, которая в корне противоречит ценностям доминирующей культуры |
Б) артефакт |
2) сложившийся в культуре устойчивый образ |
В) архетип |
3) современное понятие, которое используется для обозначения ложной информации в сфере медиа |
4) искусственно созданный человеком предмет или явление, имеющий как физические характеристики, так и символическое содержание |
|
5) стремление человека воспринимать и описывать все происходящее сквозь призму ценностей и норм своей культуры |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б3В4.
Помните, что некоторые варианты, предложенные в правом столбце, могут не использоваться.
20. Установите соответствие.
Возраст предоставления права |
Право
|
А) до 14 лет |
1) вступать в брак на общих основаниях |
Б) с 14 лет |
2) осуществлять права автора произведения литературы |
В) с 16 лет |
3) самостоятельно заключать трудовой договор |
4) совершать мелкие бытовые сделки, например, приобретать продукты питания |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б3В4.
Помните, что один из вариантов, предложенных в правом столбце, является лишним.
21. Установите соответствие.
Вид культуры |
Характерные черты |
А) народная |
1) была бы невозможна без демократизации общественной жизни и расширения образовательных возможностей |
Б) элитарная |
2) представляет собой систему норм и ценностей, отличающих этническую или профессиональную группу от большинства общества |
В) массовая |
3) не ставит перед собой цели быть понятной вне круга ценителей |
3) характеризуется анонимностью и транслируется из поколения в поколение |
22. Установите соответствие.
Функция культуры |
Проявление |
А) ценностно- нормативная |
1) обеспечивать преемственность в культуре |
Б) интегративная |
2) формировать представление о стандартах и правилах социально одобряемого поведения |
В) гуманизирующая |
3) преодолевать себя и становиться носителем определенной культуры |
4) объединять носителей культуры |