Школа — это маленькая жизнь, которую проживает каждый человек. Мы начинаем познавать жизнь в школе. А потом, во взрослой жизни, опираемся на свой ум и те знания, которые получили в школе. Всегда нужно полагаться в первую очередь на себя, а школа поможет нам, укрепит силы.
Задания по разделам:
«Становление информационной цивилизации»,
«Беларусь в мировом сообществе»
на февраль 2023 года
ЧАСТЬ А
1. Переход от менее совершенных форм человеческой деятельности к более совершенным – это:
1) техническое развитие;
2) биологическая революция;
3) социальная революция;
4) общественный прогресс;
5) технологический регресс.
2. Совокупность методов обработки, изменения свойств сырья (исходного материала) в процессе производства продукции называется:
1) техникой;
2) технологией;
3) средствами труда;
4) предметами труда;
5) средствами производства.
3. Совокупность политических, экономических, правовых, дипломатических, военных, культурных и иных связей между субъектами, действующими на мировой арене, называется:
1) международными отношениями;
2) геополитикой;
3) международными организациями;
4) устойчивым развитием;
5) глобализацией.
4. Удовлетворение нужд современного поколения без нанесения ущерба будущим поколениям людей – это:
1) индекс человеческого развития;
2) демографическая безопасность;
3) устойчивое развитие общества;
4) научно-технический прогресс;
5) гуманизация общества.
5. Гуманизм как система взглядов:
1) зародился в начале XVI века;
2) получил свое название от латинского слова «гражданский»;
3) провозглашает веру «мерой всех вещей»;
4) пытался возродить средневековый идеал образования;
5) признает право человека на свободу, счастье и развитие.
6. Представителем формационного подхода к периодизации исторического процесса является:
1) Д. Белл;
2) К. Маркс;
3) У. Ростоу;
4) О. Шпенглер;
5) А. Тойнби.
7. Документ, определивший дух процесса глобализации как основанный на принципах свободы, равенства, солидарности, терпимости, уважения к природе, взаимной ответственности, принятый государствами – членами ООН в 2000 г., называется:
1) Декларация тысячелетия;
2) Всеобщая декларация прав человека;
3) Гуманистический манифест;
4) Заявление о намерениях;
5) Декларация по окружающей среде и развитию.
8. Для феодальной формации характерно:
1) уравнительное распределение продуктов;
2) существование классов рабовладельцев и рабов;
3) господство натурального хозяйства;
4) отсутствие общественных классов;
5) существование общественной собственности на средства производства.
9. Укажите верное утверждение, характеризующее связь типа общества и соответствующего ему технологического уклада.
1) Для индустриального общества определяющую роль играют собственники земли, священнослужители и армия.
2) Постиндустриальное общество характеризуется определяющей ролью промышленности в хозяйственной жизни, высокой концентрацией производства и рабочей силы.
3) Рост городов и городского населения является основой процесса модернизации в традиционном обществе.
4) Жесткая подчиненность низших слоев населения высшим с низкой социальной мобильностью определяет развитие информационного общества.
5) Высокий уровень горизонтальной и вертикальной социальной мобильности отличает социальную сферу индустриального общества.
10. В соответствии с концепцией американского ученого С. Хантингтона цивилизация:
1) возникает и развивается как ответ на вызовы своего времени;
2) содействует формированию общества массового потребления;
3) заключительная стадия в развитии культуры;
4) определяется общностью языка, обычаев, религии и соответствующей самоидентификацией людей;
5) характеризуется преобладанием рационализма и атеизма.
11. Выберите вариант ответа, оба элемента которого относятся к видам миграции по целям:
А) временная Б) образовательная В) легальная Г) внутренняя Д) коммерческая |
1) а, г 2) б, в 3) б, г 4) б, д 5) в, д |
12. Выберите вариант заполнения схемы.
1) А – международные договоры, Б – отрасли;2) А – юридический прецедент, Б – отрасли;
3) А – международные договоры, Б – принципы;
4) А – конвенции, Б – функции;
5) А – декларации, Б – средства.
13. Укажите верное суждение.
1) Социальная сфера информационного общества отличается жесткой иерархией, на вершине которой находятся владельцы капитала и управляющие.
2) Высокие технологии являются основой развития производительных сил информационного общества.
3) Постиндустриальное общество приходит на смену индустриальному в первой половине XX века.
4) Информационное общество характеризуется определяющей ролью промышленного производства в системе хозяйственной деятельности.
5) В политической сфере, согласно теории информационного общества, расширяется доступ к информации, усиливается закрытость деятельности политических институтов.
14. Принцип гуманного обращения международного гуманитарного права означает:
1) запрет на применение химического и биологического оружия;
2) запрет на проведение научных, медицинских и биологических экспериментов;
3) защиту объектов, не служащих непосредственно военным целям (жилых домов, школ и т.д.);
4) запрет на участие детей в боевых действиях;
5) необходимость сторон вооруженного конфликта в любое время проводить различие между гражданскими лицами и лицами, входящими в состав военных формирований.
15. Движение Красного Креста и Красного Полумесяца:
1) это локальная гуманитарная сеть для отдельных регионов мира;
2) действует исключительно во времена вооруженных конфликтов;
3) основано в Женеве в 1963 году;
4) в основе своей деятельности придерживается принципов гуманности, беспристрастности, нейтральности, независимости, добровольности, единства и универсальности;
5) отсутствует в Республике Беларусь.
16. Выберите неверное утверждение о геополитике.
1) Как теория складывается на рубеже XIX – XX веков.
2) Это учение о географической обусловленности политических явлений.
3) Термин был введен шведским ученым Робертом Нисбетом.
4) Всё большую роль играет уникальность экосистем и их значимость для глобальных природных систем жизнеобеспечения.
5) Основная функция в настоящее время – поиск государством взаимовыгодных союзников и партнеров.
ЧАСТЬ В
В1. Миграционная ________________ – перемещение индивидов и социальных групп в процессе смены ими места жительства называется
В2. Состояние защищенности интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере – это информационная __________________
В3. Напишите фамилию автора данной позиции: «Истории как единого всемирно-исторического процесса не существует, есть лишь история отдельных «культурно-исторических типов»» ___________________
В4. Политика и идеология:
а) направленная против определенных аспектов процесса всемирной интеграции;
б) выступающая против доминирования транснациональных корпораций;
в) одним из требований которой является более справедливое распределение доходов между странами и регионами, – это __________________________
В5. Установите последовательность стадий в концепции У. Ростоу:
1) стадия зрелости;
2) стадия взлёта;
3) традиционное общество;
4) переходное общество;
5) эра высокого уровня массового потребления.
В6. Укажите два примера названий международных договоров:
1) уставы;
2) постановления;
3) законы;
4) протоколы;
5) указы;
6) решения.
В7. Укажите два верных утверждения. Международное гуманитарное право действует в период вооруженных конфликтов:
1) в зависимости от характера войны;
2) вне зависимости от целей сторон конфликта;
3) вне зависимости от причины возникновения конфликта;
4) в зависимости от предполагаемой «справедливости» войны;
5) в зависимости от целей и справедливости войны.
В8. Укажите три показателя, которые учитываются при подсчете ИЧР:
1) величина территории;
2) численность населения;
3) ожидаемая продолжительность жизни;
4) уровень грамотности населения;
5) уровень жизни.
В9. Выберите два верных утверждения о гуманизме:
1) гуманизм зарождается в Древней Греции;
2) гуманизм зарождается в эпоху Возрождения;
3) XX век считается вершиной развития философии гуманизма;
4) в Новейшее время гуманизм формируется как целостная система взглядов;
5) в эпоху Просвещения человек провозглашается «мерой всех вещей».
В10. Выберите три верных утверждения, относящихся к признакам научно-технической революции:
1) успехи естествознания;
2) научный труд, который становится ведущей формой человеческой деятельности;
3) рост финансирования науки;
4) изменение роли человека в процессе производства и управления;
5) преобразование посредством научных открытий производства, медицины, связи и других сфер деятельности;
6) увеличение количества исследовательских учреждений.
В11. Выберите два верных утверждения, характеризирующих отличительные черты информационного общества:
1) высокий уровень развития науки и телекоммуникационных технологий;
2) создание крупного машинного производства;
3) незначительные размеры производства на душу населения;
4) существование проблем информационной безопасности, сетевой преступностью;
5) затруднение диалога между народами и отдельными людьми посредством сети Интернет.
В12. Выберите три верных утверждения, характеризующие модель устойчивого развития общества.
1) Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. содержит 20 Целей.
2) Экономическое направление устойчивого развития связано с внедрением ресурсосберегающих технологий.
3) Цели устойчивого развития структурируются по пяти основным направлениям: люди, процветание, мир, партнёрство.
4) Социальное направление устойчивого развития проявляется в сохранении биологического разнообразия.
5) Идея устойчивого развития связана с осознанием того, что природные ресурсы для экономического роста ограничены.
В13. Выберите два элемента, характеризующие цивилизационную идентичность Беларуси:
1) удалённость от цивилизационных центров;
2) конфессиональное разнообразие;
3) доминирование среди соседних государств;
4) положение на перекрестке европейских дорог;
5) отсутствие национальных культурных традиций.
В14. Выберите два последствия политической глобализации:
1) распространение международного терроризма;
2) препятствие развитию национальных производств;
3) усиление конкуренции и борьбы за сохранение и расширение геополитического влияния;
4) возможность пользоваться техническими достижениями развитых стран;
5) замыкание инвестиционных потоков частного капитала на развитых странах.
В15. Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова (словосочетания) последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Развитие техники и технологий привели к небывалому А) _____ , наличию свободного времени, продлению жизни. Обратной стороной этих благ является Б) _____ требований к образовательному и интеллектуальному уровню человека. Процесс технологизации человека выражается в зависимости человеческого существования от В) _____ и результатов их функционирования. |
|
1) повышение 2) понижение 3) рост умственного развития человека |
4) комфорт 5) технические средства 6) интеллектуальные способности |
В16. Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова (словосочетания) последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
А) _____ человечество вступило в новый этап социальной эволюции, определяющей тенденцией которого является глобализация. Ускоряющаяся глобализация современного мира Б) _____ государственный суверенитет. В политическом аспекте глобализация выражается в росте значения В) _____. |
|
1) вторая половина XX в. 2) ослаблять 3) национальные границы |
4) международные организации 5) начало XXI в. 6) усиливать |
В17. Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова (словосочетания) последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Современная А) _____ всё более концентрирует внимание на учёте не столько географических, сколько связанных с ними экономических, национальных, военных и других факторов, которые влияют на расстановку политических сил на международной арене. В настоящее время всё большую роль играет Б) _____ экосистем и их значимость для глобальных природных систем жизнеобеспечения, близость к мировым научно-техническим и финансовым центрам, международным В) _____ потокам. |
|
1) дипломатия 2) геополитика 3) уникальность |
4) транспортный 5) миграционный 6) интегрированность |
В18. Установите соответствие.
Виды международных отношений |
Определение |
А) конфликт Б) межпартийные отношения В) многополярный мир |
1) по расстановке сил 2) по составу участникам 3) по количеству участников 4) по состоянию |
В19. Установите соответствие.
Принципы международного права |
Характеристика |
А) принцип суверенного равенства государств Б) принцип территориальной целостности и нерушимости границ В) принцип мирного разрешения международных споров |
1) решение возникающих противоречий путём переговоров, посредничества, примирения, судебного разбирательства 2) уважение каждым государством суверенитета других государств 3) неприкосновенность территории государства от посягательств со стороны других государств 4) свободное определение народами своего политического статуса и решение вопроса о форме своей государственности |
В20. Установите соответствие.
Ступень развития общества |
Революция, приведшая к данной фазе развития общества |
А) постиндустриальная Б) традиционная В) индустриальная |
1) промышленная революция 2) неолитическая революция 3) революция менеджеров 4) пролетарская революция |
В 21. Установите соответствие.
Автор |
Работа |
А) Н. Данилевский Б) О. Шпенглер В) А. Тойнби |
1) «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» 2) «Закат Европы» 3) «Россия и Европа» 4) «Постижение истории» |
В22. Установите соответствие.
Средства, используемые в международном сотрудничестве |
Примеры использования средств |
А) политические Б) экономические В) пропагандистские |
1) передовые технологии хозяйства 2) формирование имиджа государства 3) учения, манёвры 4) участие в работе международных организаций |