Школа — это маленькая жизнь, которую проживает каждый человек. Мы начинаем познавать жизнь в школе. А потом, во взрослой жизни, опираемся на свой ум и те знания, которые получили в школе. Всегда нужно полагаться в первую очередь на себя, а школа поможет нам, укрепит силы.
Задания по разделам:
«Политическая и духовная сферы общества»
на январь 2023 года.
ЧАСТЬ А
1. Идеологическая и практическая ориентация на коренное и быстрое изменение общества и государства, чаще всего насильственным путем:
1) популизм;
2) радикализм;
3) революция;
4) прогресс;
5) анархизм.
2. Философская концепция, отрицающая познание мира:
1) рационализм;
2) эмпиризм;
3) гносеология;
4) скептицизм;
5) агностицизм.
3. Представление о сверхъестественной связи между группой людей и определенным видом животных и растений:
1) фетишизм;
2) анимизм;
3) язычество;
4) тотемизм;
5) магия.
4. Выберите вариант ответа, в котором указана форма правления:
1) светское государство;
2) парламентская республика;
3) конфедерация;
4) авторитарное государство;
5) федеративное государство.
5. Такой принцип правового государства, как принцип верховенства права, заключается в:
1) существовании политического плюрализма в государстве;
2) действии системы «сдержек и противовесов»;
3) эффективном судебном механизме защиты прав граждан;
4) разделении государственной власти на три ветви;
5) отчетности должностных лиц перед населением
6. Раздел философии, который представляет собой учение о человеке, называется:
1) иррационализм;
2) онтология;
3) антропология;
4) гносеология;
5) агностицизм.
7. На основе предмета изучения политологию относят к наукам:
1) естественным;
2) техническим;
3) гуманитарным;
4) философским;
5) фундаментальным.
8. Функцией политической партии является:
1) Обеспечение благоприятной окружающей среды для населения;
2) Повышение экономического статуса членов партии;
3) Обеспечение порядка и безопасности в обществе;
4) Выдвижение групповых требований граждан к государству;
5) Создание системы специальных органов по управлению обществом.
9.Выберите варианты ответа, оба элемента которого относятся к уровням научного познания:
А) гипотетический
Б) теоретический
В) академический
Г) эмпирический
Д) технический |
1) в, г
2) а, б
3) а, г
4) в, д
5) б, г |
1) А – система государства, Б – федерация;
2) А – структура государства, Б – абсолютизм;
3) А – государственное устройство, Б – либерализм;
4) А – форма государства, Б – авторитаризм;
5) А – государственное устройство, Б – автаркия.
11. Решение экологических проблем является проявлением такой функции государства, как:
1) внешняя;
2) гуманизирующая;
3) рекреативная;
4) социальная;
5) экономическая.
12. На теоретическом уровне идеологии происходит:
1) превращение идеологических идей в убеждения людей;
2) конкретизация теорий в программах политических партий;
3) разработка политических теорий;
4) конкретизация идейных принципов в политических лозунгах;
5) проявляются в предвыборных платформах.
13. Четыре основополагающие ценности, вокруг которых группируются нормы науки (по Р. Мертону), – это:
1) уникальность, универсализм, практичность, незаинтересованность;
2) общность, открытость, толерантность, завершенность;
3) универсализм, субъективизм, общность, незаинтересованность;
4) универсализм, незаинтересованность, организованный скептицизм, общность;
5) гуманность, организованный скептицизм, бескорыстность, универсализм.
14. Одним из основных принципов демократии является:
1) суверенитет государства;
2) популизм;
3) источником власти является глава государства;
4) принцип разделения властей;
5) мирное решение государственных проблем.
15. К суперидеологиям относится:
1) коммунизм;
2) социализм;
3) национализм;
4) феминизм;
5) расизм.
16. Предельно общие, фундаментальные понятия философии называются:
1) абстракции;
2) категории;
3) термины;
4) понятия;
5) материи.
ЧАСТЬ В
1. Способность и возможность одного человека или группы лиц осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на поведение и деятельность других людей – это ________.
2.Право гражданина избирать, лично участвовать в выборах – это _______ избирательное право.
3.Власть большинства, при которой части общества, оставшейся в меньшинстве гарантирована защита от преследований за несовпадающие с большинством взгляды, – это _______
4.Религиозная организация, которая:
а) отвергает ценности общей культуры;
б) появляется в результате отхода группы верующих от церкви, это – _____ ____.
5. Установите последовательность этапов развития западноевропейской философии.
1) Принципом мировоззрения становится идея гуманизма;
2) Складываются целостные философские системы;
3) Стремление к переоценке всех ценностей;
4) Созерцательная философия;
5) Поиск доказательства бытия Бога.
6. Укажите два верных утверждения, характеризующих основные виды политической идеологии:
1) Анархизм, расизм, фашизм относятся к правым идеологиям;
2) Для классического консерватизма частная собственность священна и неприкосновенна;
3) Название социализма происходит от латинского слова, которое можно перевести как «свободный»;
4) Социалистическая идеология основана на справедливости и социальном равенстве;
5) Идеология либерализма возникает в конце XVIII в. в период буржуазных революций.
7. Укажите два проявления культуротворческой функции религии:
1) просвещение и благотворительность;
2) создание образцов поведения;
3) установление и укрепление социальных связей;
4) формирование у человека картины мира;
5) накопление и передача культурного опыта.
8. Укажите две характеристики демократического политического режима:
1) Всеобъемлющий контроль за общественной и частной жизнью граждан;
2) Наличие в обществе партий, политических объединений, движений, выражающих интересы различных групп населения;
3) Поддержание стабильности в обществе насилием и террором;
4) Выборы как механизм передачи власти мирным законным путем;
5) Вне сферы политики сохраняется относительная свобода.
9. Укажите два проявления представительной формы демократии:
1) принятие Парламентом законов;
2) обсуждение гражданами проектов законов;
3) деятельность местных Советов депутатов;
4) обращение населения в органы власти;
5) голосование на референдуме.
10. Выберите два верных утверждения, характеризующих партийную систему:
1) При однопартийной системе власть в стране осуществляется попеременно крупными партиями;
2) Многопартийная система не допускает существование доминирующей партии;
3) Двухпартийная система не исключает существование других политических партий;
4) Социальная база той или иной партии определяется законом;
5) Наличие множества политических партий еще не означает существование многопартийной системы.
11. Выберите три верных утверждения, характеризующих систему образования:
1) Современное образование ориентировано на формирование традиционных предметных знаний и умений;
2) К институализированным формам получения образования относятся университеты;
3) Современное образование ориентировано на получение образования на всю жизнь;
4) Знания становятся более значимыми для общества, чем сырьевые ресурсы;
5) Развитие цифровых технологий создает условия для дистанционного обучения.
12. Выберите два верных утверждения характеризующих государство как политический институт:
1) Одним из признаков государства является гражданство;
2) Государство обладает монопольными полномочиями на применение силы;
3) Государство возникло из необходимости регулировать совместную жизнь и деятельность людей;
4) Форма правления характеризует способ взаимодействия основных элементов политической системы общества;
5) В президентской республике президент осуществляет главным образом представительские функции.
13. Выберите два верных утверждения, характеризующих философию:
1) Философия возникает одновременно с наукой;
2) Философия как и наука, ищет ответы на «вечные вопросы»;
3) Философия отличается от мифологии своей доказательностью и точностью используемых понятий;
4) Строит свои системы мирообъяснения на иррациональной основе;
5) Содержит базовые, основополагающие идеи, которые лежат в основе других наук.
14. Выберите три верных утверждения, характеризующих нравственность и мораль:
1) Мораль и нравственность близки и тождественны друг другу;
2) Мораль является социальным механизмом, который регулирует поведение людей, когда их цели противоречат друг другу;
3) Нравственность – это своего рода индивидуальная мораль;
4) В структуру морали входят принципы, ценности, идеалы;
5) Система моральных ценностей зависит от социальной структуры общества, уровня его развития.
15. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Выборы могут быть прямыми и косвенными. В Республике Беларусь посредством косвенных выборов формируется одна из палат парламента – А) ______. На президентских выборах используется мажоритарная система Б) _______большинства. В) ______ система используется на президентских, парламентских и местных выборах. |
1) смешанная 4) Палата представителей 2) относительного большинства 5) Совет Республики 3) абсолютного большинства 6) мажоритарная |
16. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Политологи выделяют разные типы политических партий по отношению к существующему строю, например, А) ________партии выступают за частичный либо полный возврат к прошлому, в то время как Б) _____партии выступают за сохранение существующего строя. По отношению к политическому центру выделяют В)_______ партии, которые придерживаются умеренных взглядов и способствуют укреплению стабильности в обществе. |
1) консервативные 4) правые 2) революционные 5) реакционные 3) правящие 6) центристские |
17. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Существуют различные типы политического лидерства. По источнику власти, например, выделяют А) __________ лидерство, полученное по закону, официально установленной норме, в то время как Б) _______ лидер приходит к власти благодаря веры людей в его выдающиеся качества и способности. Согласно В) ________ деятельности лидера политологи выделяют консерватора, реформатора, революционера. |
1) Харизматическое 4) содержание 2) Традиционное 5) цель 3) Легальное 6) способам |
18. Установите соответствие.
Принципы выборов |
Характеристика |
А) свободные
Б) равные
В) прямые
|
1) у избирателей одинаковое количество голосов
2) избирательным правом обладают все совершеннолетние граждане
3) граждане непосредственно голосуют за кандидата
4) избиратель сам решает участвовать ему в выборах или нет |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б3В4. Помните, что некоторые варианты, предложенные в правом столбце, могут не использоваться.
19. Установите соответствие.
Функции политической системы |
Характеристика |
А) интеграция
Б) коммуникация
В) регламентация |
1) Установление законов, управляющих жизнью общества
2) Объединение общества для решения важнейших задач
3) Определение основных целей общественного развития
4) Обмен информацией между властью и обществом |
20. Установите соответствие.
Структурные элементы религии |
Характеристика |
А) религиозная организация
Б) религиозное поведение
В) религиозное сознание
|
1) Формы и механизмы функционирования религии
2) Совокупность действий, определяемых верой человека
3) Система верований в сверхъестественное, особое специфическое поведение
4) Совокупность представлений, идей, убеждений верующего человека |
21. Установите соответствие.
Компетенция XXI века |
Характеристика |
А) коммуникация
Б) креативность
В) критическое мышление |
1) умение находить связи между утверждениями
2) умение определять общую цель и способы ее достижения
3) способность договариваться с собеседником
4) способность принимать нестандартные решения |
22. Установите соответствие.
Мыслитель
|
Вклад в науку |
А) Дж.Локк
Б) А.Д. де Траси
В) И. Кант
|
1) сформулировал высший принцип (или закон) нравственности
2) ввел понятие «политика»
3) разработал теорию естественного права
4) ввел понятие «идеология» |