Школа — это маленькая жизнь, которую проживает каждый человек. Мы начинаем познавать жизнь в школе. А потом, во взрослой жизни, опираемся на свой ум и те знания, которые получили в школе. Всегда нужно полагаться в первую очередь на себя, а школа поможет нам, укрепит силы.
Задания по разделу:
«Социальная сфера общества»
на ноябрь 2022 года.
ЧАСТЬ А
1. Устойчивая совокупность связей, в которые вступают общности людей в процессе их жизнедеятельности, называется социальный (-ая):
1) мобильность;
2) слой;
3) структура;
4) институт;
5) группа.
2. К вертикальной структуре общества относятся следующие социальные группы:
1) католики и православные;
2) феодалы и крестьяне;
3) дети и подростки;
4) жители столицы и жители областных центров;
5) белорусы и поляки.
3. К конфессиональной структуре общества относятся следующие социальные группы:
1) философы и социологи;
2) баптисты и лютеране;
3) демократы и лейбористы;
4) эвенки и эскимосы;
5) менеджеры и маркетологи.
4. Причина появления любого социального института:
1) стремление к объединению людей;
2) государственное регулирование;
3) стремление структурировать общество;
4) удовлетворение потребностей общества;
5) необходимость стабилизации общества.
5. К главным социальным институтам НЕ относится:
1) религия;
2) институт семьи;
3) институт монархии;
4) образование;
5) институт собственности.
6. В духовной сфере общественной жизни действуют институты:
1) суда и воспитания;
2) семьи и социального обеспечения;
3) брака и морали;
4) образования и религии;
5) собственности и науки.
7. В политической сфере общественной жизни действуют институты:
1) собственности и брака;
2) армии и права;
3) денег и политических партий;
4) производства и финансов;
5) религии и морали.
8. Что является примером горизонтальной мобильности:
1) повышение по службе;
2) получение наследства;
3) вступление в новый брак;
4) потеря работы;
5) получение ученой степени.
9. К основным жизненным стратегиям относится:
1) пессимизм;
2) индивидуализм;
3) приспособленчество;
4) конструктивизм;
5) аболиционизм.
10. Социальная группа, обучая своих членов определенным правилам поведения в соответствии с ее целями и задачами, выполняет функцию:
1) контроля;
2) целеполагания;
3) социализации;
4) интеграции;
5) коммуникации.
11. Двое друзей по скайпу обмениваются впечатлениями о футбольном матче. Данный пример относится к такому виду коммуникации, как:
1) массовая непосредственная;
2) межличностная опосредованная;
3) межгрупповая невербальная;
4) массовая вербальная;
5) межличностная непосредственная.
12. Социальный статус - это:
1) степень признания достоинства личности;
2) оценка, которую общество дает статусу личности или должности;
3) положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями;
4) критерий оценки личности;
5) образец поведения, соответствующий определенному социальному положению.
13. К разновидностям достигаемого статуса относится:
1) женский пол;
2) статус наследника престола;
3) ученое звание;
4) принадлежность к этническому меньшинству;
5) смена вероисповедания.
14. Предписанный социальный статус – это статус:
1) достигаемый человеком в течение жизни;
2) получаемый человеком в социальной группе к которой он принадлежит;
3) получаемый человеком автоматически и от него не зависит;
4) человек сам себе приписывает;
5) окружающие люди считают основным.
15. Дети, молодежь, мужчины – социальные общности, выделяемые по признаку:
1) территориальному;
2) демографическому;
3) этническому;
4) профессиональному;
5) возрастному.
16. К социальным санкциям НЕ относится:
1) выговор;
2) повышение в должности;
3) моральное удовлетворение;
4) аплодисменты;
5) дисциплинарное взыскание.
17. В теории социальной стратификации, разработанной русско-американским социологом П. Сорокиным, социальное неравенство связано с такими основными группами факторов, как:
1) пол и возраст, этническая принадлежность и родственные связи;
2) материальные и духовные ценности, физические и интеллектуальные возможности;
3) власть и влияние, доход и богатство, мастерство и профессиональные навыки;
4) собственность, привилегии, этническая принадлежность, духовные ценности;
5) социальное богатство, пол, возраст, родственные связи семьи.
18. Какой класс в наши дни является гарантом экономической, политической, социальной стабильности в обществе, основой поддержки существующей власти:
1) высший класс;
2) средний класс;
3) интеллигенция;
4) рабочий класс;
5) предприниматели.
19. Увеличение доли среднего класса в обществе влияет на:
1) повышение квалификации работников;
2) формирование общественного мнения;
3) увеличение внутреннего валового продукта;
4) производительность общественного труда;
5) численность работающих.
20. Согласно концепции К. Маркса главным критерием расслоения общества является:
1) физиологическое неравенство;
2) профессиональное мастерство;
3) обладание собственностью;
4) политическая власть;
5) уровень образования.
21. Выберите верное утверждение.
1) обретение полноты прав и обязанностей молодыми людьми существенно сокращает диапазон их социальных ролей;
2) социальные институты являются стабильными и малоизменчивыми;
3) социальная система общества включает в себя социальные общности, социальные организации, социальные институты, социальные движения;
4) функционирование социальных институтов приобщает людей к общезначимым ценностям;
5) согласно концепции К. Маркса классовые интересы строятся на взаимодействии и солидарности.
22. К характеристикам толпы НЕ относится:
1) организованность;
2) заражение;
3) внушаемость;
4) анонимность;
5) бесструктурность.
23. Выберите вариант ответа, оба элемента которого относятся к вербальному способу трансляции:
А) используется устная речь Б) указательный жест В) мимика Г) повышенная интонация Д) отправка SMS сообщения |
1) а, д 2) б, д 3) а, в 4) г, д 5) в, г |
24. Выберите варианты ответа, оба элемента которого относятся к вертикальной мобильности:
А) доцент кафедры получил должность профессора Б) старший менеджер перешел работать на другое предприятие В) инженер переехал работать и жить в другой город Г) учитель школы назначен ее директором Д) отец сменил свою профессию на другую |
1) в, г 2) а, б 3) а, г 4) в, д 5) б, в |
25. Выберите правильный вариант заполнения схемы.
1) А – подражательность, Б – интеллектуальность;
2) А – рациональность, Б – анонимность;
3) А – импульсивность, Б – подражательность;
4) А – осознанность, Б – импульсивность;
5) А – внушаемость, Б – критичность.
26. Выберите правильный вариант заполнения схемы.
1) А – массовое поведение, Б – упорядоченность;
2) А – социальное движение, Б – прогрессивность;
3) А – социальное действие, Б – сознательность;
4) А – социальный процесс, Б – целенаправленность;
5) А – массовые действия, Б – стихийность.
27. Выберите верное утверждение.
1) все социальные движения развиваются непоследовательно и хаотично;
2) социальные движения – наиболее распространенная форма массовой коммуникации;
3) социальные движения, достигшие своей цели, превращаются в социальные институты;
4) социальные движения, направленные на создание идеального общества, называют пацифистскими;
5) социальный институт в отличие от социального движения нестабилен и легко распадается.
28. Социальный слой – это:
1) группа людей, отличающаяся своими правами и обязанностями, привилегиями, престижем и влиянием на жизнь общества;
2) общность людей с устойчивыми взаимосвязями, схожими интересами, определенными правилами поведения и взаимоотношений;
3) совокупность людей, выделяемая на основании близости определенных социальных параметров и связанного с этим сходства образа жизни, мышления;
4) группа людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства;
5) общность людей, которая характеризуется единством происхождения, культуры, языка, а также своего единства.
ЧАСТЬ В
1. Исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющая определенные общественно-значимые функции, называется социальный (-ая) _______
2.Система знаний об обществе, его структуре, функциях, формах и принципах организации как социальной системы – это ____________
3. Событие, которое представляет собой:
а) актуальный факт;
б) вызывает общественный интерес;
в) может заинтересовать широкую аудиторию, — это __________.
4. Деление общества на большие социальные группы, расположенные иерархически по критерию социального неравенства, – это социальный (-ая) _________.
5. Установите последовательность стадий развития социального движения (от более ранних этапов, к более поздним).
1) Постановка целей и задач движения;
2) Обсуждение основных проблем, выдвижение лидера;
3) Возникновение чувства беспокойства и неуверенности;
4) Официальная регистрация общественной организации;
5) Ломка старой системы ценностей.
6. Выберите верные утверждения, характеризующие социальное действие.
1) социальное действие связано с общественным положением и обязанностями человека;
2) в повседневной жизни к социальным действиям относят те поступки, которые совершаются под влиянием аффекта;
3) социальное действие имеет субъективный смысл и характеризуется ориентацией на других;
4) существенным признаком социального действия является эмоциональность;
5) мотивы одних и тех же социальных действий у разных людей ничем не отличаются.
7.Выберите верные утверждения, характеризующие сущность и виды массового поведения.
1) одной из причин появления публики является стандартизация производства;
2) Масса как субъект социального действия появляется во второй половине XIX нач. XX в.
3) Примером толпы являются зрители во время представления в театре;
4) Конвенциональная толпа всегда движима жадностью;
5) Особенностью массового поведения выступает совпадение индивидуальных стратегий поведения разобщенных участников.
8. Выберите верные утверждения, характеризующие социальные процессы.
1) революция и эволюция – социальные процессы, направленные на развитие общества;
2) в современном мире молодежь не участвует в социальных процессах;
3) многие социальные процессы находят свое воплощение в массовом поведении и социальных движениях;
4) эволюция – это кардинальное обновление общества, резкий переход к новому состоянию общества;
5) проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни является процессом реорганизации.
9. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Социально-демографическая группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе, предполагающим переход от детства и юности к взрослости – А) _________. Возрастные границы данной группы по белорусскому законодательству установлены в пределах Б) __________. Это период, связанный с началом трудовой деятельности, завершением образования, обретением полной В) ___________. |
1) дееспособность 4) молодежь 2) от 14 до 31 года 5) правоспособность 3) от 14 до 25 лет 6) подростки |
10. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Массовая коммуникация играет заметную роль в современном обществе, оказывая влияние на формирование общественного мнения. Чтобы не стать жертвой обмана и манипуляций, следует обратить внимание на особенности коммуникатора и аудитории. Так в массовой коммуникации коммуникатор приобретает А) ________характер. В рамках массовой коммуникации роль целевой аудитории достаточно Б) _______, а получатель информации рассматривается ее создателями как В) __________воздействия. |
1) пассивна 4) «индивидуальный» 2) субъект 5) активна 3) объект 6) «коллективный» |
11. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Доход, власть, образование и А) ________ определяют место человека в обществе. Место человека может меняться как в вертикальном, так и в горизонтальном измерении. Человек может перемещаться по социальной лестнице не только индивидуально, но и вместе с Б) ___________. В обществе функционируют «социальные лифты», которые ускоряют процессы перемещения от одной позиции к другой. В период войн, революций, народных волнений социальная мобильность В) _________. |
1) коллектив 4) статус 2) престиж 5) ускоряется 3) замедляется 6) группа |
12. Установите соответствие.
Социальная сфера |
Функции |
А) политическая Б) социальная В) духовная
|
1) создание, хранение, передача ценностей духовной культуры 2) осуществление власти, обеспечение порядка в обществе
3) воспроизводство человеческого рода, сохранение здоровья людей 4) производство, распределение , обмен и потребление жизненных благ |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б3В4. Помните, что некоторые варианты, предложенные в правом столбце, могут не использоваться.
13. Установите соответствие.
Вид толпы
|
Характеристика |
А) конвенциональная Б) экспрессивная В) случайная |
1) возникает в результате любопытства к неожиданно возникшему происшествию 2) формируется на основе интереса к какому-либо заранее объявленном событию 3) толпа движима жадностью 4) формируется из людей, совместно выражающих сильные чувства 5) объединена ненавистью к конкретному объекту |
14. Установите соответствие.
Социолог
|
Вклад в развитие науки |
А) Питирим Сорокин Б) Макс Вебер В) Герберт Спенсер |
1) создал учение о социальных институтах 2) создал теорию социального действия 3) обосновал критерии принадлежности к той или иной социальной страте 4) основоположник социологии как самостоятельной науки |
15. Установите соответствие.
Элемент коммуникации |
Характеристика |
А) коммуникатор Б) канал В) обратная связь |
1) средство передачи сообщения получателю 2) эффект передачи информации 3) принимает информацию 4) формулирует идеи, отбирает информацию 5) пересылаемое изображение, речь |
16. Установите соответствие.
Понятие
|
Определение |
А)ролевое исполнение Б) ролевое ожидание В) ролевой конфликт |
1) ожидаемая от человека модель поведения, связанная с ролевыми требованиями 2) ситуация, при которой индивиды сталкиваются с различными требованиями, обусловленными одновременным исполнением двух или более ролей 3) фактическое поведение человека, соответствующее его поведению в обществе 4) положение в обществе, с которым связан определенный набор прав и обязанностей |