Школа — это маленькая жизнь, которую проживает каждый человек. Мы начинаем познавать жизнь в школе. А потом, во взрослой жизни, опираемся на свой ум и те знания, которые получили в школе. Всегда нужно полагаться в первую очередь на себя, а школа поможет нам, укрепит силы.
Задания по разделам:
«Личность, общество, государство»,
«Человек в мире культуры»
на октябрь 2022 года.
ЧАСТЬ А
1. Нормы права отличаются от моральных норм тем, что:
1) регулируют общественные отношения;
2) появляются одновременно с возникновением самого общества;
3) приобретают силу после принятия государственными органами;
4) содержатся только в индивидуальном сознании;
5) являются необязательными для соблюдения.
2. Моральные нормы характеризуются тем, что:
1) упорядочивают исключительно внешние отношения людей;
2) имеют силу только благодаря санкциям со стороны государства;
3) осуществляются человеком вне зависимости от его собственного выбора;
4) всегда четко кодифицированы;
5) осуществляют социальную регуляцию.
3. Правительство Республики Беларусь:
1) решает вопросы о приеме в гражданство;
2) ратифицирует международные договоры;
3) формирует Совет Безопасности Республики Беларусь;
4) обладает правом законодательной инициативы;
5) объявляет полную или частичную мобилизацию.
4. Выберите позицию, в которой представлен орган местного управления Республики Беларусь:
1) домовой комитет жильцов многоквартирного дома;
2) администрация Московского района г. Минска;
3) Брестский городской Совет депутатов;
4) собрание членов садового товарищества;
5) местный референдум.
5. Общественное мнение:
1) всегда является единственной мотивацией поступка;
2) проявляется только через критику и порицание;
3) всегда совпадает с совестью в оценке поведения человека;
4) оценивает исключительно мотивы и никогда не учитывает результаты действий личности;
5) представляет собой внешнюю нравственную оценку.
6. Правительство Республики Беларусь:
1) решает вопросы о приеме в гражданство;
2) ратифицирует международные договоры;
3) формирует Совет Безопасности Республики Беларусь;
4) обладает правом законодательной инициативы;
5) объявляет полную или частичную мобилизацию.
7. Универсальность прав человека означает, что:
1) ни одно из прав человека не может быть важнее остальных;
2) пользоваться правами человека могут люди любого имущественного положения;
3) права человека нельзя утратить;
4) различные права человека связаны между собой;
5) понятие прав человека меняется со временем.
8. Президент Республики Беларусь:
1) управляет архивным делом в стране;
2) утверждает местные бюджеты;
3) устанавливает предельное количество нотариусов;
4) решает вопросы о помиловании осужденных;
5) дает заключение о соответствии нормативных правовых актов Конституции.
9. «Золотое правило» нравственности – это:
1) клятва, отражающая морально-этические принципы поведения представителей некоторых профессий;
2) ситуация выбора между двумя возможностями, каждая из которых связана с нарушением моральных предписаний;
3) универсальный принцип нравственного поведения, основанный на идее взаимности;
4) индивидуальные представления конкретного человека о правильном поведении;
5) моральные нормы, которые предъявляются только к определенным видам деятельности.
10. К политическим правам относится:
1) право на судебную защиту;
2) право на тайну корреспонденции;
3) право на свободу слова;
4) право на юридическую помощь;
5) право на неприкосновенность.
11. Выберите верное утверждение.
1) В Республике Беларусь выборы осуществляются на основе всеобщего, равного, косвенного избирательного права при публичном голосовании.
2) В Республике Беларусь посредством косвенных выборов формируется Совет Республики.
3) Единственным условием получения избирательного права в Беларуси является наличие гражданства Республики Беларусь.
4) В Республике Беларусь право избираться Президентом предоставляется гражданам при достижении 18 лет.
5) Для Республики Беларусь характерна пропорциональная избирательная система.
12 . К обязанностям граждан Республики Беларусь относится:
1) участие в культурной жизни;
2) определение своей национальной принадлежности;
3) защита Республики Беларусь;
4) участие в выборах;
5) участие в решении государственных дел.
13. Коммуникативная функция культуры заключается в:
1) регламентации поведения и деятельности людей посредством права; 2)формировании ценностных потребностей и ориентаций личности и общества;
3) регулировании общественных отношений с помощью морали;
4) содействии приспособлению человека к различным природным условиям;
5) обеспечении взаимодействия между людьми и общностями.
14. Автором книги «Понимание медиа: внешние расширения человека» является:
1) Г. Лассуэлл;
2) М. Маклюэн;
3) Дж. М. Кейнс;
4) Ё. Масуда;
5) Ш. Л. Монтескьё.
15. Универсализм культуры проявляется в:
1) уникальных чертах, присущих каждой культуре;
2) минимизировании взаимодействия с другими культурами;
3) фундаментальных ценностях, общих для всех культур;
4) устойчивости и традиционности всякой культуры;
5) трепетном отношении к сохранению традиций.
Ответ: 3
16. Медиатекст содержит посыл от его создателей, это относится к такому свойству медиатекста, как:
1) наличие месседжа;
2) множественность культурных кодов;
3) сбалансированность;
4) публичность и массовость;
5) медийность.
17. Элитарная культура:
1) всегда опирается на юмористическое восприятие окружающего мира;
2) ориентирована на ежедневное потребление;
3) понятна всем, независимо от уровня образования;
4) характеризуется духовным аристократизмом;
5) создается анонимными непрофессиональными творцами.
18. Чертой восточной культуры является:
1) динамизм;
2) модернизм;
3) рационализм;
4) индивидуализм;
5) коллективизм.
19. Укажите неверное суждение об элитарной культуре:
1) отличается духовным аристократизмом;
2) создается привилегированной частью общества;
3) создается анонимными непрофессиональными творцами;
4) является результатом независимого творческого поиска;
5) требует подготовки к восприятию.
20. Выберите верное утверждение:
1) Элитарная культура создается анонимными непрофессиональными творцами.
2) Массовая культура создается привилегированной частью общества.
3) Народная культура начала складываться в ранний период истории человечества.
4) Профессиональная культура всегда опирается на юмористическое восприятие окружающего мира.
5) К элементам духовной культуры относятся жилые дома, орудия труда и предметы домашнего обихода.
21. Сторонники антропологического подхода считают культурой:
1) накопленные ценности духовной жизни общества;
2) совокупность лучших творений человека;
3) определенный уровень нравственного развития;
4) совокупность всех результатов человеческой деятельности;
5) величайшие проявления творческой деятельности человека.
22. Субкультура, которая имеет культ физической силы и внутреннюю иерархию:
1) либеральная;
2) эпатажная;
3) альтернативная;
4) консервативная;
5) агрессивная.
23. Выберите вариант ответа, оба элемента которого относятся к личным правам:
а) право на неприкосновенность жилища б) право на участие в решении государственных дел в) право на юридическую помощь г) право на образование д) право собственности |
1) а, в 2) а, б 3) б, д 4) а, д 5) в, г |
24. Выберите вариант ответа, оба элемента которого относятся к субкультуре:
а) особый язык б) народное творчество в) манера поведения г) всеобщее образование д) аристократизм |
1) а, в 2) а, б 3) б, д 4) а, д 5) в, г |
25. Выберите вариант ответа, в котором верно соотнесены функция культуры и ее проявление.
А) адаптивная Б) ценностная В) нормативная |
1) способствует формированию нравственных потребностей и ориентаций 2) способствует приспособлению к различным природным и социальным условиям 3) ее выполнение опирается на мораль и право 4) способствует сохранению и передаче накопленного человечеством опыта |
1) А1Б4В3; 2) А3Б2В4; 3) А1Б4В2; 4) А2Б1В3; 5) А2Б3В4.
26. Выберите правильный вариант заполнения схемы.
1) А-территория, Б-суверенитет;
2) А-президент, Б-суверенитет;
3) А-ресурсы, Б-милиция;
4) А-территория, Б- милиция;
5) А-президент, Б- ресурсы.
27. Выберите правильный вариант заполнения схемы.
1) А- собственная система ценностей, Б-культурная норма;
2) А-основные ценности, Б-социальная норма;
3) А- культурная норма, Б- особая художественная культура;
4) А- основные ценности, Б- социальная норма;
5) А-собственная система ценностей, Б- особая художественная культура.
28. Выберите правильный вариант заполнения схемы.
1) А-формы проявления доминирующей культуры, Б- эпатажная;
2) А-формы самодеятельности субкультуры, Б-эпатажная;
3) А-виды мобильности, Б-либеральная;
4) А-виды материальной культуры, Б- консервативная;
5) А-признаки культуры, Б- экономическая.
ЧАСТЬ В
1. Научноепонятие, которое происходит от греческих слов «чужой» и «страх» и обозначает неприязнь или ненависть, страх по отношению к чужим взглядам и обычаям, боязнь чужого, – это __________.
Дополните предложение. Ответ запишите словом в той форме, в которой оно должно быть употреблено в предложении.
2. Научное понятие, которое переводится с латинского языка как «возделывание, воспитание, образование, развитие≫ и обозначает специфический человеческий способ жизни, включающий процесс и результаты человеческой деятельности, систему норм и ценностей, символов и идеалов, рассматриваемых в контексте исторической эпохи, – это __________.
Дополните предложение. Ответ запишите словом в той форме, в которой оно должно быть употреблено в предложении.
3. Право на образование и на свободу технического творчества относятся к такой группе прав человека, как __________ права.
4. Установите последовательность событий, важных для закрепления прав человека (от событий, произошедших раньше по времени, к более поздним событиям).
1) Создание Детского фонда Организации Объединенных Наций.
2) Принятие Лигой Наций Декларации прав ребенка.
3) Принятие Организацией Объединенных Наций Декларации прав ребенка.
4) Принятие Всеобщей декларации прав человека.
5) Принятие Конституции Республики Беларусь.
5. Выберите верные утверждения, характеризующие культуру.
1) Элитарная культура ориентирована на каждодневное потребление широкими слоями населения.
2) Одним из проявлений массовой культуры является индустрия формирования имиджа.
3) Элитарная культура не выражает изысканных вкусов.
4) От доминирующей культуры субкультура может отличаться языком, взглядами на жизнь, манерами поведения ее носителей.
5) Контркультура может нести в себе положительное содержание.
6) Массовая культура, в отличие от народной, нашла свое отражение в произведениях фольклора.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 12 или 153.
6. Выберите верные утверждения, характеризующие социальные нормы.
1) Возникновение и изменение социальных норм имеет длительную историю.
2) На протяжении истории обычаи не менялись.
3) Важнейшими социальными нормами являются нормы морали и права.
4) Основное отличие традиций в том, что они имеют значение для всего народа и государства.
5) Этикет и корпоративные нормы являются идентичными понятиями.
6) Внутренним регулятором поведения человека является общественное мнение.
7. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Согласно законодательству Республики Беларусь несовершеннолетние получают право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки А) _____ 14 лет. Кроме того, в этом возрасте они могут сами совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгод, Б) ____________. В случае совершения правонарушения несовершеннолетние по общему правилу подлежат уголовной ответственности по достижении В) ___________ возраста.
|
1) не требующие нотариального удостоверения 2) требующие государственной регистрации 3) 16-летнего 4) еще до 5) 18-летнего 6) только с |
8. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Основателем учения о разделении властей был английский мыслитель А) ___________. Он считал, что законодательная власть (принимающая законы) должна принадлежать Б)___________, избираемым народом, а исполнительная власть (проводящая законы в жизнь)- В)____________.
|
1)Шарль Луи Монтескьё 2) Джон Локк 3) королю 4) депутатам 5) монарху и его правительству 6) президенту. |
9. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Сегодня выделяются «три поколения» прав человека как этапы, связанные со временем признания прав человека обществом и включением их в А) ___________ разных государств. «Первое поколение» (права свободы)- Б) __________« второе поколение» (права равенства)- социальные, экономические и культурные права, «третье поколение»- коллективные права В) (_____________).
|
1) Гражданские и политические права 2) личные права 3)права солидарности 4) Конституции 5) права братства 6) Конвенции. |
10. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Испанский философ А) ___________ в 1930 г определял человека как особый тип человека. Он Б) ________ и самодостаточен, чувствует себя таким же, как все, и счастлив осознавать это. Это человек, который стремится плыть по течению, а не преобразовывать себя и жизнь вокруг. Он не творит культуру, а В) ________ ее.
|
1)Освальд Шпенглер 2) Хосе Ортега-и- Гассет 3) самодоволен 4) умен 5) уничтожает 6) потребляет. |
11. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Одним из первых термин А) ___________( в широком смысле означает «посредник») для обозначения средств передачи и распространения информации использовал исследователь Б) ________. В своих трудах ученый утверждал, что они буквально расширяют слух, зрения и В) ______ и представляют новые возможности для обычного человека, позволяющие ему мгновенно быть повсюду. |
1)Гарольд Лассуэлл 2) Маршалл Маклюэн 3) медиа 4) коммуникация 5) осязание 6) обоняние. |
12. Установите соответствие.
Группа прав |
Права человека в Республике Беларусь |
А) культурные |
1) на свободу печати |
Б) личные |
2) на жилище |
В) политические |
3) на тайну корреспонденции |
|
4) на образование |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б3В4.
Помните, что некоторые варианты, предложенные в правом столбце, могут не использоваться.
13. Установите соответствие.
Понятие |
Определение |
А) этноцентризм |
1) система ценностей, которая в корне противоречит ценностям доминирующей культуры |
Б) артефакт |
2) сложившийся в культуре устойчивый образ |
В) архетип |
3) современное понятие, которое используется для обозначения ложной информации в сфере медиа |
4) искусственно созданный человеком предмет или явление, имеющий как физические характеристики, так и символическое содержание |
|
5) стремление человека воспринимать и описывать все происходящее сквозь призму ценностей и норм своей культуры |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б3В4.
Помните, что некоторые варианты, предложенные в правом столбце, могут не использоваться.
14. Установите соответствие.
Возраст предоставления права |
Право
|
А) до 14 лет |
1) вступать в брак на общих основаниях |
Б) с 14 лет |
2) осуществлять права автора произведения литературы |
В) с 16 лет |
3) самостоятельно заключать трудовой договор |
4) совершать мелкие бытовые сделки, например, приобретать продукты питания |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б3В4.
Помните, что один из вариантов, предложенных в правом столбце, является лишним.
15. Установите соответствие.
Вид культуры |
Характерные черты |
А) народная |
1) была бы невозможна без демократизации общественной жизни и расширения образовательных возможностей |
Б) элитарная |
2) представляет собой систему норм и ценностей, отличающих этническую или профессиональную группу от большинства общества |
В) массовая |
3) не ставит перед собой цели быть понятной вне круга ценителей |
4) характеризуется анонимностью и транслируется из поколения в поколение |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б3В4.
Помните, что один из вариантов, предложенных в правом столбце, является лишним.
16. Установите соответствие.
Функция культуры |
Проявление |
А) адаптивная |
1) позволяет людям приспособиться к различным природным условиям |
Б) ценностная |
2) позволяет различать значимое и незначительное в жизни |
В) нормативная |
3) способствует процессам интеграции культур |
4) способствует регулированию общественной жизни |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б3В4.
Помните, что один из вариантов, предложенных в правом столбце, является лишним.