Школа — это маленькая жизнь, которую проживает каждый человек. Мы начинаем познавать жизнь в школе. А потом, во взрослой жизни, опираемся на свой ум и те знания, которые получили в школе. Всегда нужно полагаться в первую очередь на себя, а школа поможет нам, укрепит силы.
ЧАСТЬ А
2. Адаптивная функция культуры заключается в:
1) развитии умения людей приспосабливаться к условиям окружающей среды;
2) развитии умения человека различать значимое и незначительное в жизни;
3) содействии усвоению людьми норм права и морали;
4) регулировании общественной жизни;
5) содействии формированию у человека ценностных ориентиров.
3.Коммуникативная функция культуры заключается в:
1) регламентации поведения и деятельности людей;
2) содействии обмену достижениями между различными народами;
3) формировании ценностных потребностей и ориентаций личности и общества;
4) регулировании общественных отношений;
5) содействии разработке научной картины мира.
4. Функция исторической преемственности культуры заключается в:
1) содействии накоплению, хранению и передаче информации от одного поколения к другому;
2) регламентации деятельности людей посредством норм морали и права;
3) формировании у личности ценностных ориентаций;
4) предоставлении человеку возможности приспособиться к новым условиям жизни;
5) содействии разработке научной картины мира.
5. Нормативная функция культуры заключается в:
1) формировании у личности ценностных ориентаций;
2) содействии обмену культурными достижениями;
3 содействии усвоению людьми правил, регламентирующих их поведение;
4) содействии развитию творческих способностей человека;
5) объединении людей, придерживающихся единых обычаев, взглядов, ценностей.
6. Элитарная культура:
1) всегда опирается на юмористическое восприятие окружающего мира;
2) ориентирована на ежедневное потребление;
3) понятна всем, независимо от уровня образования;
4) характеризуется духовным аристократизмом;
5) создается анонимными непрофессиональными творцами.
7. Массовая культура:
1) имеет устоявшиеся традиции;
2) характеризуется духовным аристократизмом;
3) понятна всем, независимо от уровня образования;
4) создается привилегированной частью общества;
5) начала складываться в древний период истории человечества.
9. Чертой западной культуры является:
1) коллективизм;
2) традиционность;
3) гармония с природой;
4) динамизм;
5) созерцательность.
10.К функциям культуры не относят:
1) интегративную;
2) гуманизирующую;
3) познавательную;
4) сенсомоторную;
5) ценностно-нормативную.
11. Элементом материальной культуры является:
1) железнодорожный транспорт;
2) философские системы;
3) научные теории;
4) национальный язык;
5) правовые нормы.
12. Элементом духовной культуры является:
1) повседневная одежда;
2) производственные здания;
3) государственные символы;
4) жилые дома;
5) водный транспорт.
13. Укажите неверное суждение об элитарной культуре:
1) отличается духовным аристократизмом;
2) создается привилегированной частью общества;
3) создается анонимными непрофессиональными творцами;
4) является результатом независимого творческого поиска;
5) требует подготовки к восприятию.
14. Укажите неверное суждение о массовой культуре:
1) является результатом независимого творческого поиска;
2) использует манипулятивные методы воздействия на сознание людей;
3) распространяется с помощью рекламы, моды, индустрии досуга;
4) не имеет традиций, не связана с определенной религией;
5) произведенный продукт отличается простотой формы.
15. Укажите неверное суждение о народной культуре:
1) создается анонимными авторами;
2) включает в себя древнейшие представления о мире;
3) создается профессиональными творцами;
4) является основой формирования национальной культуры;
5) складывается стихийно на протяжении долгого времени.
16. Выберите верное утверждение:
1) Элитарная культура создается анонимными непрофессиональными творцами;
2) Массовая культура создается привилегированной частью общества;
3) Народная культура начала складываться в ранний период истории человечества;
4) Профессиональная культура всегда опирается на юмористическое восприятие окружающего мира;
5) К элементам духовной культуры относятся жилые дома, орудия труда и предметы домашнего обихода.
17. Сторонники антропологического подхода считают культурой:
1) накопленные ценности духовной жизни общества;
2) совокупность лучших творений человека;
3) определенный уровень нравственного развития;
4) совокупность всех результатов человеческой деятельности;
5) величайшие проявления творческой деятельности человека.
18. Сторонники ценностного подхода понятием «культура» обозначали:
1) определенный уровень нравственного развития;
2) совокупность лучших, наиболее значительных творений человека;
3) народное творчество, которое возвышает духовную жизнь общества;
4) совокупность всех результатов человеческой деятельности;
5) тог, как мы организуем свое свободное время.
19. Субкультура, которая имеет культ физической силы и внутреннюю иерархию:
1) либеральная;
2) эпатажная;
3) альтернативная;
4) консервативная;
5) агрессивная.
20. Субкультура, которая подразумевает самовыражение через внешний вид, вызов сложившимся нормам и правилам:
1) социальная;
2) эпатажная;
3) альтернативная;
4) консервативная;
5) агрессивная.
21. Субкультура, которая представляет собой выработку поведения, проведение досуга, образ жизни, отличные от общепринятых:
1) социальная;
2) эпатажная;
3) альтернативная;
4) консервативная;
5) агрессивная.
22. Субкультура, которая имеет цель в виде решения конкретных социальных задач:
1) социальная;
2) эпатажная;
3) альтернативная;
4) консервативная;
5) агрессивная.
23. Выберите вариант ответа, в котором верно соотнесены функция культуры и ее проявление.
А) адаптивная Б) ценностная В) нормативная |
1) способствует формированию нравственных потребностей и ориентаций 2) способствует приспособлению к различным природным и социальным условиям 3) ее выполнение опирается на мораль и право 4) способствует сохранению и передаче накопленного человечеством опыта |
1) А1Б4В3; 2) А3Б2В4; 3) А1Б4В2; 4) А2Б1В3; 5) А2Б3В4.
24. Выберите вариант ответа, в котором верно соотнесены функция культуры и ее проявление.
А) исторической преемственности Б) ценностная В) нормативная |
1) способствует формированию представления о значимом и незначительном 2) способствует объединению общества для решения важнейших задач 3) способствует усвоению людьми совокупности норм и правил, регламентирующих их поведение деятельность 4) содействует накоплению, хранению и передаче опыта предыдущих поколений |
1) А3Б2В4; 2) А1Б4В3; 3) А2Б3В4; 4) А4Б1В3; 5) А1Б4В2
25. Выберите вариант ответа, оба элемента которого относятся к духовной культуре:
а) одежда б) жилище в) знания г) мифы д) здания |
1) а, в 2) а, б 3) б, г 4) а, д 5) в, г |
26. Выберите вариант ответа, оба элемента которого относятся к субкультуре:
а) особый язык б) народное творчество в) манера поведения г) всеобщее образование д) аристократизм |
1) а, в 2) а, б 3) б, д 4) а, д 5) в, г |
27. Выберите правильный вариант заполнения схемы.
1) А- собственная система ценностей, Б-культурная норма;
2) А-основные ценности, Б-социальная норма;
3) А- культурная норма, Б- особая художественная культура;
4) А- основные ценности, Б- социальная норма;
5) А-собственная система ценностей,Б- особая художественная культура.
28. Выберите правильный вариант заполнения схемы.
1) А-формы проявления доминирующей культуры, Б- эпатажная;
2) А-формы самодеятельности субкультуры, Б-эпатажная;
3) А-виды мобильности, Б-либеральная;
4) А-виды материальной культуры, Б- консервативная;
5) А-признаки культуры, Б- экономическая.
ЧАСТЬ В
1.Научное понятие, которое происходит от греческих слов «чужой» и «страх» и обозначает неприязнь или ненависть, страх по отношению к чужим взглядам и обычаям, боязнь чужого, -это _____________.
2.Разновидность современной культуры, создающая стандартизированные продукты для широкого потребления, -это___________.
3.Культура производства, передачи и восприятия информации, чтения, анализа, оценки и создания медиатекстов, медиатворчества, -это
___________.
4. Культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, творцом которых является народ, -это___________.
5. Совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также способов взаимодействия с природой и обществом, - это______________.
6. Совокупность культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны на узкий круг ценителей, -это__________.
7. Понятие, к которому относятся все перечисленные позиции:
а) термин, произошедший от латинского слова, означающего «возделывание. Воспитание, образование, развитие, почитание»;
б) «комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества»;
в) «совокупность материальных и духовных предметов человеческой деятельности»;
г) «природа, возделанная духом человеческим», - это_____________.
8.Культура, которая:
а) выступает как мера возвышения и самосовершенствования человека;
б) представляет собой совокупность культурных ценностей, образцов;
в) производит и сохраняет важнейшие смыслы культуры;
г) создается людьми высокообразованными, - это________.
9. Выберите верные утверждения, характеризующие культуру.
1) Автор продуктов народной культуры, в отличие от массовой, всегда известен.
2) Народная культура вобрала в себя древнейшие представления о мире, религиозные догмы и ритуалы.
3) Образцы элитарной культуры быстро выходят из моды.
4) Проявлениями массовой культуры являются реклама и мода.
5) Контркультура связана с отрицанием и разрушением принятых в обществе ценностей, норм и правил.
6) Субкультурой называется совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.
10. Выберите верные утверждения, характеризующие культуру.
1) Образцы элитарной культуры, в отличие от массовой, быстро выходят из моды.
2) Элитарная культура, в отличие от народной, не выражает изысканных вкусов.
3) Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения ее носителей.
4) Важную роль в развитии народной культуры сыграло юмористическое восприятие мира.
5) Снижение уровня культуры современного общества связано с широким распространением народной культуры.
6) Ценности контркультуры могут быть причиной конфликтов в обществе.
11. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Испанский философ А) ___________ в 1930 г определял человека как особый тип человека. Он Б) ________ и самодостаточен, чувствует себя таким же, как все, и счастлив осознавать это. Это человек, который стремится плыть по течению, а не преобразовывать себя и жизнь вокруг. Он не творит культуру, а В) ________ ее.
|
1)Освальд Шпенглер 2) Хосе Ортега-и- Гассет 3) самодоволен 4) умен 5) уничтожает 6) потребляет. |
12. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Одним из первых термин А) ___________( в широком смысле означает «посредник») для обозначения средств передачи и распространения информации использовал исследователь Б) ________. В своих трудах ученый утверждал, что они буквально расширяют слух, зрения и В) ______ и представляют новые возможности для обычного человека, позволяющие ему мгновенно быть повсюду. |
1)Гарольд Лассуэлл 2) Маршалл Маклюэн 3) медиа 4) коммуникация 5) осязание 6) обоняние. |
13. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
А) __________ (национальный стереотип) представляет собой сложившиеся представления о Б) _________ (складе ума, образе мыслей) и стандартном поведении представителей какого-либо народа. Отличается упрощенностью, односторонностью, а нередко и искаженностью. В) __________ может быть комплиментарным, юмористическим, негативным. |
1)Этнокультурный 2) поликультурный 3) поведении 4) стереотип 5) архетип 6) менталитете |
14. Установите соответствие.
Функция культуры |
Проявление |
А) адаптивная |
1) позволяет людям приспособиться к различным природным условиям |
Б) ценностная |
2) позволяет различать значимое и незначительное в жизни |
В) нормативная |
3) способствует процессам интеграции культур |
4) способствует регулированию общественной жизни |
15.Установите соответствие.
Функция культуры |
Проявление |
А) исторической преемственности |
1) накопление, хранение, систематизация и передача информации |
Б) нормативная |
2) позволяет различать значимое и незначительное в жизни |
В) ценностная |
3) позволяет людям приспособиться к различным природным условиям |
4) способствует усвоению людьми совокупности норм и правил, регламентирующих их поведение |
16. Установите соответствие.
Форма культуры |
Проявление |
А) субкультура |
1) культура, служащая самосовершенствованию человека |
Б) элитарная |
2) тип культуры, противостоящий официальным духовным ценностям |
В) массовая |
3) форма функционирования современной культуры, обращенная к широким слоям населения |
4) модель поведения социальной группы и образующих ее индивидов |