Школа — это маленькая жизнь, которую проживает каждый человек. Мы начинаем познавать жизнь в школе. А потом, во взрослой жизни, опираемся на свой ум и те знания, которые получили в школе. Всегда нужно полагаться в первую очередь на себя, а школа поможет нам, укрепит силы.
ЧАСТЬ А
1. «Золотое правило» нравственности:
1) является показателем степени усвоения человеком правовых норм;
2) гласит, что цель оправдывает средства;
3) опирается на то, что мотивы и поступки могут не совпадать;
4) противопоставляется правилу взаимности;
5) выражает общее требование человечности.
2.Выберите позицию, в которой представлен орган местного самоуправления Республики Беларусь:
1) Минский городской исполнительный комитет;
2) домовой комитет жильцов многоквартирного дома;
3) администрация Партизанского района г. Минска;
4) местный референдум;
5) собрание жителей дачного поселка.
3.Согласно законодательству Республики Беларусь продолжительность рабочего времени для работников в возрасте от 16 до 18 лет устанавливается не более:
1) 15 часов в неделю;
2) 20 часов в неделю;
3) 25 часов в неделю;
4) 30 часов в неделю;
5) 35 часов в неделю.
4. Суверенитет государства означает:
1) подчинение всех государственных органов Основному Закону;
2) самостоятельность государства при регулировании общественных отношений;
3) определенный срок действия полномочий должностных лиц;
4) подчинение деятельности отдельных людей общим интересам;
5) независимость суда.
5. Общественное мнение:
1) представляет собой внутреннюю нравственную оценку;
2) всегда совпадает с совестью в оценке поведения человека;
3) придает действенность нравственным нормам;
4) оценивает только мотивы, а не результаты действий личности;
5) служит единственной мотивацией поступка.
6. Национальное собрание Республики Беларусь:
1) устанавливает государственные праздники и праздничные дни;
2) вводит частичную или полную мобилизацию;
3) назначает Премьер-министра;
4) контролирует деятельность Правительства;
5) решает вопросы о приеме в гражданство.
7. Национальное собрание Республики Беларусь:
1) осуществляет законодательную власть;
2) осуществляет надзор за точным исполнением законов;
3) обеспечивает проведение единой экономической политики;
4) осуществляет правосудие по гражданским, уголовным и административным делам;
5) назначает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах.
8. Суверенитет государства означает:
1) деление государственной власти на три ветви;
2) действенный судебный механизм защиты прав граждан;
3) подчинение всех государственных органов Конституции;
4) самостоятельность государства в международных отношениях;
5) подчинение деятельности отдельных людей в государстве общим интересам.
9.Принцип разделения властей:
1) предполагает определенный срок действия полномочий должностных лиц;
2) призван обеспечить приемлемый уровень жизни для всех граждан;
3) предусматривает, что народ является единственным носителем суверенитета государства;
4) выражается в полном контроле исполнительной власти органами законодательной власти;
5) проявляется в первую очередь через референдум.
10.Совесть как нравственное явление:
1) не всегда совпадает с общественным мнением в оценке поведения человека;
2) представляет собой внешнюю нравственную оценку;
3) оценивает только будущие действия;
4) оценивает только результаты, а не мотивы действий личности;
5) редко характеризует соответствие сущего должному.
11. Принцип разделения властей:
1) предполагает зависимость судей от органов исполнительной власти;
2) проявляется в поддержке социально уязвимых слоев населения;
3) является одним из признаков правового государства;
4) выражается в полном контроле законодательной власти органами исполнительной власти;
5) означает самостоятельность государства при разрешении внутренних проблем.
12. Нормативный акт, который обладает верховенством в системе государственного права Республики Беларусь:
1) декрет Президента;
2) указ Главы государства;
3) постановление Правительства;
4) закон, принятый Парламентом;
5) Конституция государства.
13. К личным правам граждан Республики Беларусь относится право на:
1) обращение в государственные органы;
2) свободу печати;
3) тайну корреспонденции;
4) труд и отдых;
5) жилище.
14. К социально-экономическим правам граждан Республики Беларусь относится право на:
1) свободу печати;
2) жилище;
3) свободу объединений;
4) свободу художественного творчества;
5) образование.
15. Понятие, которое обозначает все то, что полезно людям, и традиционно связано с таким понятием, как «благо», - это:
1) зло;
2) совесть;
3) добро;
4) долг;
5) свобода.
16. Понятие, которое обозначает все то, что разрушает благо: безнравственность в поступках и убеждениях, бесчеловечность, -это:
1) добро;
2) совесть;
3) свобода;
4) зло;
5) долг.
17. Согласно статье 79 Конституции «гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина» является:
1) народ;
2) Парламент;
3) Премьер-министр;
4) Генеральный прокурор;
5) Президент.
18. Согласно статье 80 Конституции Республики Беларусь Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе:
1) 18 лет;
2) 20 лет;
3) 21 года;
4) 30 лет;
5) 35 лет.
19. К обязанностям граждан Республики Беларусь относится:
1) участие в культурной жизни;
2) определение своей национальной принадлежности;
3) защита Республики Беларусь;
4) участие в выборах;
5) участие в решении государственных дел.
20. К обязанностям всех людей, находящихся на территории Республики Беларусь, относится:
1) соблюдение законов Республики Беларусь;
2) участие в культурной жизни;
3) участие в решении государственных дел;
4) защита Республики Беларусь;
5) определение своей национальной принадлежности.
21. Нормы права:
1) вступают в действие по мере одобрения обществом;
2) закреплены в официальных документах в письменной форме;
3) содержаться в общественном сознании и традициях общества;
4) являются главным средством управления межличностными отношениями;
5) возникают вместе с появлением общества на самом раннем этапе истории.
22.Право, закрепленное в статье 38 Конституции Республики Беларусь:
«Граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании», относится к группе прав человека:
1) личных;
2) культурных;
3) индивидуальных;
4) социальных;
5) политических.
23.Право, закрепленное в статье 41 Конституции Республики Беларусь:
«Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровье и безопасные условия труда», относится к группе прав человека:
1) авторских;
2) личных;
3) политических;
4) культурных;
5) социально-экономических.
24. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь:
1) принимает решение о проведении выборов в местные Советы депутатов;
2) назначает Председателя Конституционного Суда;
3) принимает решения о предоставлении убежища;
4) дает согласие на назначение Президентом Премьер- министра;
5) назначает на должности высшее командование Вооруженных сил.
25. Выберите вариант ответа, оба элемента которого относятся к политическим правам:
а) право на жизнь б) право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение в) право на достойный уровень жизни г) право на свободу объединений д) право на судебную защиту |
1) а, в 2) а, б 3) б, г 4) а, д 5) в, г |
26. Выберите вариант ответа, оба элемента которого относятся к личным правам:
а) право на неприкосновенность жилища б) право на участие в решении государственных дел в) право на юридическую помощь г) право на образование д) право собственности |
1) а, в 2) а, б 3) б, д 4) а, д 5) в, г |
27. Выберите правильный вариант заполнения схемы.
1) А-территория, Б-суверенитет;
2) А-президент, Б-суверенитет;
3) А-ресурсы, Б-милиция;
4) А-территория, Б- милиция;
28. Выберите правильный вариант заполнения схемы.
1) А-функции государства, Б-население;
2) А-формы государства, Б-милиция;
3) А-функции государства, Б-ресурсы;
4) А-признаки государства, Б- милиция;
5) А-признаки государства, Б- население.
ЧАСТЬ В
1.Правовая связь человека и государства, которая выражается в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, - это_____________
2. Форма сохранения и передачи из поколения в поколение целесообразных правил поведения и других элементов культурного наследия, -это___________
3.Определите и запишите термин, который пропущен в тексте.
Из статьи 1 Конституции Республики Беларусь. «Республика Беларусь- унитарное демократическое социальное___________ государство»
4. Определите и запишите термин, который пропущен в тексте.
Из статьи 3 Конституции Республики Беларусь. «Единственным источником власти является___________»
5. Понятие, к которому относятся все перечисленные позиции:
а) единая политическая организация общества, которая распространяет власть на всю свою территорию и население;
б) располагает специальным аппаратом управления и принуждения;
в) издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом.
6. Понятие, к которому относятся все перечисленные позиции:
а) центральный орган государственного управления;
б) осуществляет руководство системой подчиненных ему министерств, комитетов и иных государственных организаций;
в) осуществляет руководство местных исполнительных и распорядительных органов.
7. Установите правильную последовательность разделов Конституции Республики Беларусь.
1) Местное управление и самоуправление.
2) Президент, Парламент, Правительство, Суд.
3) Финансово-кредитная система Республики Беларусь.
4) Основы конституционного строя.
5) Личность, общество, государство.
8. Установите правильную последовательность этапов законодательного процесса в Республике Беларусь.
1) Одобрение законопроекта в Совете Республики.
2) Внесение проекта закона на рассмотрение Палаты представителей.
3) Подписание закона Президентом.
4) Официальное опубликование закона.
5) Принятие законопроекта в Палате представителей.
9. Выберите верные утверждения, характеризующие социальные нормы.
1) Возникновение и изменение социальных норм имеет длительную историю.
2) На протяжении истории обычаи не менялись.
3) Важнейшими социальными нормами являются нормы морали и права.
4) Основное отличие традиций в том, что они имеют значение для всего народа и государства.
5) Этикет и корпоративные нормы являются идентичными понятиями.
6) Внутренним регулятором поведения человека является общественное мнение.
10. Выберите верные утверждения, характеризующие Конституцию Республики Беларусь.
1) Конституция является обязательным признаком любого государства.
2)Статут Великого Княжества Литовского 1588 г играл роль своеобразной конституции этого государства.
3) Конституция Республики Беларусь состоит из разделов, глав и статей.
4) Наиболее важные права, свободы и обязанности человека закреплены во II разделе Конституции Республики Беларусь.
5) В статье 1 Конституции Республики Беларусь сказано, что единственным источником власти является народ.
6) Конституция Республики Беларусь может быть изменена только в соответствии с нормами, закрепленными в самой Конституции.
11. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Основателем учения о разделении властей был английский мыслитель А) ___________. Он считал, что законодательная власть (принимающая законы) должна принадлежать Б)___________, избираемым народом, а исполнительная власть (проводящая законы в жизнь)- В)____________.
|
1)Шарль Луи Монтескьё 2) Джон Локк 3) королю 4) депутатам 5) монарху и его правительству 6) президенту. |
12. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Первой конституцией в современном смысле этого понятия считается принятая в 1787 г. Конституция А) ___________, которая с поправками действует и сегодня. Второй в мире и первой в Европе стала Конституция Б) ___________, принятая 3 мая В)____________и действовавшая четыре года.
|
1)США 2) Франции 3) Англии 4) Речи Посполитой 5) 1789 6) 1791. |
13. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Сегодня выделяются «три поколения» прав человека как этапы, связанные со временем признания прав человека обществом и включением их в А) ___________ разных государств. «Первое поколение» (права свободы)- Б) __________«второе поколение» (права равенства)- социальные, экономические и культурные права, «третье поколение»- коллективные права В) (_____________).
|
1) Гражданские и политические права 2) личные права 3)права солидарности 4) Конституции 5) права братства 6) Конвенции. |
14. Установите соответствие.
Группа прав |
Права человека в Республике Беларусь |
А) личные |
1) на образование |
Б) культурные |
2) на судебную защиту |
В) политические |
3) на выбор профессии |
4) на обращение в государственные органы |
15. Установите соответствие.
Характеристика белорусского государства |
Проявление |
А) унитарное |
1) Закон «О гражданстве Республики Беларусь» действует на всей территории страны |
Б) социальное |
2) согласно Конституции единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. |
В) демократическое |
3) в Беларуси одиноким пожилым людям может быть предоставлена адресная помощь |
4) все области Республики Беларусь имеют самостоятельную законодательную и судебную власть |
16. Установите соответствие.
Субъект государственной власти |
Полномочия |
А) Совет Министров |
1) осуществление контроля за деятельностью Правительства |
Б) Президент |
2) принятие мер по охране суверенитета Республики Беларусь |
В) Парламент |
3) обеспечение эффективного управления в государстве |
4) осуществление контроля за конституционностью нормативных актов |