Школа — это маленькая жизнь, которую проживает каждый человек. Мы начинаем познавать жизнь в школе. А потом, во взрослой жизни, опираемся на свой ум и те знания, которые получили в школе. Всегда нужно полагаться в первую очередь на себя, а школа поможет нам, укрепит силы.
ЧАСТЬ А
1. Формой организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе является социальный (-ая):
1) группа;
2) институт;
3) класс;
4) общность;
5) сфера.
2. Социальная группа выполняет функцию социализации, когда:
1) Отслеживает принятое в группе поведение;
2) Задает цель участникам группы;
3) Обучает определенным правилам поведения в данной группе;
4) Контролирует мышление участников группы;
5) Обеспечивает условия существования группы.
3. Выберите утверждение, которое не относится к характерным чертам молодости:
1) Завершение образования;
2) Обретение всей полноты прав;
3) Обретение материальной самостоятельности;
4) Сокращение социальных ролей;
5) Начало трудовой деятельности.
4.Выберите правильный вариант заполнения схемы.
СФЕРА ОБЩЕСТВА |
↓ ↓ ↓ ↓
А) ___________ |
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ |
ПОЛИТИЧЕСКАЯ |
Б) ___________
|
↑ ↑ ↑ ↑
СЕМЬЯ |
В) _____________ |
АРМИЯ |
НАУКА
|
↑ ↑ ↑ ↑
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |
1) А – социальная, Б – духовная, В) – собственность;
2) А – правовая, Б – духовная, В) партия;
3) А – социальная, Б – финансовая, В) – собственность;
4) А – культурная, Б – социальная, В) – образование;
5) А – духовная, Б – социальная, В) – рынок.
5. Институты духовной сферы общественной жизни – это институты:
1) Семья и медицинское обеспечение; 4) государство и право;
2) Собственность и финансы; 5) искусство и религия.
3) Армия и политические партии;
6. Целью деятельности институтов духовной сферы общественной жизни является:
1) Сохранение здоровья населения;
2) Создание художественных образов;
3) Обеспечение порядка в обществе;
4) Обеспечение производства материальных благ;
5) Помощь больным и престарелым людям.
7. В марксистской теории утверждается, что:
1) Социальная структура определяется различными видами профессиональной деятельности людей;
2) Институциональные порядки формируют классовую структуру общества;
3) Социальные классы отличаются прежде всего экономическим положением;
4) Социальная структура общества определяется конфессиональной принадлежностью;
5) Различия между людьми обусловлены их физиологическими и психологическими особенностями.
8. Марксистская теория связывает социальное неравенство с:
1) Существованием частной собственности и эксплуатации человека человеком;
2) Различиями по уровню способностей между людьми;
3) Делением общества на этнические группы;
4) Установлением общественной собственности на средства производства;
5) Низкой духовной культурой человека и общества.
9. Сторонники марксизма считают, что одним из условий достижения социального равенства является:
1) Повышение жизненного уровня населения;
2) Осуществление социалистической революции и ликвидация частной собственности;
3) Целенаправленное движение людей к поставленной цели;
4) Совершенствование законодательства и рост правовой культуры общества;
5) Взаимодействие усилий всех социальных институтов.
10. Средний класс современного общества отличается:
1) Активным влиянием на общественную жизнь страны;
2) Сходством в образе жизни и мышлении людей;
3) Возможность контролировать значительную часть капитала страны;
4) Уровнем образования;
5) Составляет незначительную часть населения развитых стран.
11. Отличительным признаком высшего класса современного общества является:
1) уровень образования;
2) поддержка существующей власти;
3) этническая принадлежность;
4) возможность оказывать решающее влияние на экономику и политику страны;
5) гарант социальной стабильности.
12. Главными измерениями стратификации в современном обществе являются:
1) Пол, возраст, этническая принадлежность и собственность;
2) Доход, власть, образование и престиж;
3) Физические и интеллектуальные особенности, семейные связи, доход;
4) Образование, собственность, материальные и духовные ценности;
5) Деньги, влияние, образование, репутация.
13. Российско-американский социолог П.Сорокин обосновал принадлежность людей к той или иной страте, выделив следующие критерии:
1) Пол и возраст, этническая принадлежность и родственные связи;
2) Материальные и духовные ценности, физические и интеллектуальные возможности;
3) Доход и богатство, власть и влияние, мастерство и профессиональные навыки;
4) Собственность, этническая принадлежность, образование;
5) Возраст, образование, доход, привилегии.
14. Положение в обществе, с которым связан определенный набор прав и обязанностей, называется:
1) престиж; 4) уровень жизни;
2) социальная роль; 5) социальный статус.
3) социальный слой;
15. Выберите правильный вариант заполнения схемы.
СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ |
↓ ↓ ↓ ↓
ЛИЧНЫЙ |
А) _____________ |
ПРЕДПИСАННЫЙ |
ГРУППОВОЙ
|
↓ ↓ ↓ ↓
Б) |
ЧЕМПИОН ДОЦЕНТ ДИРЕКТОР |
ЖЕНЩИНА ЕВРОПЕОИД РЕБЕНОК |
ПЕНСИОНЕР МУСУЛЬМАНИН ВРАЧ
|
1) А – смешанный, Б – беженец, политзаключенный;
2) А – приобретенный, Б – друг, лидер;
3) А – приобретенный, Б – безработный, инвалид;
4) А – групповой, Б – режиссер, спортсмен;
5) А – групповой, Б – министр, профессор.
16. Образец поведения, который общество признает целесообразным для обладателя определенного статуса, определяется понятием социальный (-ая):
1) стереотип; 4) характеристика;
2) роль; 5) институт.
3) престиж;
17. Изменение индивидом или группой позиции, занимаемой в социальной структуре общества называется социальная (-ый):
1) миграция; 4) лифт;
2) норма; 5) мобильность.
3) стратификация;
18. Вид мобильности, связанный с переходом человека в другую социальную группу с изменением социального статуса, называется:
1) статическая; 4) престижная;
2) вертикальная; 5) виртуальная.
3) горизонтальная;
19. Вид мобильности, связанный с переходом человека в другую группу без изменения социального статуса, называется:
1) горизонтальная; 4) классическая;
2) вертикальная; 5) географическая.
3) ориентированная;
20. Выберите вариант ответа, оба элемента которого являются видами вертикальной мобильности.
а) избрание политика президентом страны б) разжалование офицера в рядового в) переезд из одного города в другой г) смена вероисповедания д) создание новой семьи после распада брака |
1) а, г 2) в, г 3) а, б 4) в, д 5) б, д |
21. Выберите вариант ответа, оба элемента которого являются видами горизонтальной мобильности.
а) разорение предпринимателя б) освоение новой профессии в) перевод начальника цеха на должность бригадира г) смена гражданства д) получение ученой степени |
1) а, д 2) а, б 4) б, г 5) а, г |
22. Немецкий ученый М. Вебер выделил:
1) Основные признаки классов;
2) Три вида общественного капитала;
3) Основные признаки социального действия;
4) Признаки институциональных порядков;
5) Универсальные элементы коммуникации.
23. Выберите вариант ответа, где верно соотнесены жизненные стратегии и их характеристики.
А) приспособленчество Б) изоляционизм В) активизм |
1) уход от окружающей действительности 2) адаптация к окружающей действительности 3) жизнь находится в руках других людей 4) действия по изменению окружающей действительности |
1) А2Б1В4; 2) А1Б3В2; 3) А4Б2В3; 4) А2Б1В3.
24. Процесс взаимодействия между субъектами (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией называется:
1) Социальная интеграция; 3) социальная мотивация;
2) Социальная коммуникация; 4) социальная информация.
25. Одним из первых, кто занялся вопросом исследования социальной коммуникации, был:
1) П. Сорокин; 2) Г. Лассуэлл; 3) М. Маклюэн; 4) О.Конт; 5) М. Вебер.
26. Выберите вариант ответа, в котором верно соотнесены виды рекламы и ее цели.
А) информирующая Б) убеждающая В) напоминающая |
1) Предпочтение объекта по сравнению с аналогами 2) Изменение моделей общественного поведения 3) Поддержание у целевой аудитории осведомленности 4) Привлечение внимания
|
1) А1Б2В3; 2) А4Б2В3; 3) А3Б4В1; 4) А2Б3В4; 5) А4Б1В3.
27. Выберите правильный вариант заполнения схемы.
СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ |
↓ ↓ ↓
ПО СУБЪЕКТАМ
|
А) ________________ |
Б) ______________ |
↓ ↓ ↓
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ
|
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ |
ВЕРБАЛЬНАЯ
|
↓ ↓ ↓
МЕЖГРУППОВАЯ
|
ОПОСРЕДОВАННАЯ |
НЕВЕРБАЛЬНАЯ |
↓
В) _____________
|
1) А) – по способу трансляции, Б – по способу установления контакта, В) – массовая;
2) А) – по средствам коммуникации, Б) по способу трансляции, В) – внутригрупповая,
3) А) – по способу установления контакта, Б) по способу трансляции, В) – личностная,
4) А) – по способу трансляции, Б) – по средствам коммуникации, В) массовая,
5) А) – по способу установления контакта, Б) по способу трансляции, В) массовая.
28. Укажите отличительный признак публики.
1) Временное скопление людей.
2) Эмоциональные переживания.
3) Деиндивидуализация личности.
4) Схожие ожидания какого-либо переживания.
5) При сильном раздражителе принимаемые нормы не работают.
ЧАСТЬ В
1. Исторически сложившаяся в процессе совместной жизнедеятельности устойчивая система отношений между людьми – это ______________________
2. Резкий, скачкообразный переход к качественно новому состоянию общества – это _________________
3. Понятие в социологии, обозначающее:
а) повторяющиеся социальные действия;
б) движение в одном направлении;
в) способствует сохранению или изменению текущей ситуации, это социальное (-ый) ______________
4. Определите две позиции, в которых указаны малые социальные группы.
1) рабочая бригада;
2) учащиеся средней школы;
3) коллектив металлургического завода;
4) расширенная семья;
5) молодежная организация;
6) студенты факультета.
5. Определите две позиции, в которых указаны большие социальные группы.
1) члены либеральной партии; 4) спортивная команда;
2) рабочие тракторного завода; 5) интеллигенция;
3) сельские жители; 6) расширенная семья.
6. Определите социальные группы, представляющие горизонтальную структуру общества.
1) конфессиональные; 4) социальная страта;
2) социальный класс; 5) этнические.
3) демографические;
7. Выберите верные утверждения, характеризующие социальную мобильность.
1) В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность может быть восходящей или нисходящей.
2) Молодежь обычно менее мобильна, чем люди старшего поколения.
3) В современном обществе процессы социальной мобильности протекают очень активно.
4) Социологи выделяют классовую и групповую мобильность.
5) Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют социальными магистралями.
6) Групповая мобильность происходит в периоды социальных потрясений.
8. Установите соответствие.
Социальный статус |
Характеристика |
А) предписанный Б) приобретенный В) главный |
1) статус на уровне малой группы 2) получен благодаря личным умственным и физическим усилиям человека 3) сам человек или его окружение считают основным 4) получен «автоматически», не зависим от человека 5) характеризует человека как члена большой социальной группы |
9. Установите соответствие.
Ученый |
Вклад в науку |
А) П. Сорокин Б) М. Вебер В) М. Маклюэн
|
1) Является основоположником теории социального действия, выделил его признаки и типы 2) Занимался исследованием социальной коммуникации, представил модель коммуникации 3) Один из первых использовал понятие «медиа», выделил три основных этапа в развитии человеческой цивилизации 4) Сформулировал теорию общественно-экономических формаций и классовой борьбы 5) Ввел понятие социальной мобильности, выделил три основных оси стратификации |
10. Установите соответствие.
Понятие |
Определение |
А) Социальная структура общества Б) Социальный класс В) Социальная страта |
1) большая социальная группа, отличающаяся по месту и роли в системе производства и распределения благ, а также по относительной доле потребляемых благ 2) элемент социальной структуры, объединяет людей со сходным общественным положением 3) временное скопление людей, которые при непосредственном физическом контакте спонтанно реагируют на один и тот же раздражитель сходным образом 4) распределение социальных групп, совокупность связей и способов взаимодействия между ними |
11. Укажите неверные утверждения, характеризующие социальную коммуникацию.
1) В любой социальной коммуникации можно выделить шесть универсальных элементов.
2) Главной целью социальной коммуникации является побуждение получателя сообщения к определенному поступку.
3) Одно и то же сообщение может иметь разное значение в зависимости от контекста коммуникации.
4) Эффективность коммуникации зависит от мотивации ее участников.
5) Участниками социальной коммуникации выступают социальные субъекты.
6) Для повышения эффективности социальной коммуникации ее участникам необходимо использовать различные знаковые системы.
12. Укажите верные характеристики массовой коммуникации.
1) Массовая коммуникация оказывает заметное влияние на формирование общественного мнения.
2) При массовой коммуникации роль целевой аудитории всегда активна.
3) В роли коммуникатора при массовой коммуникации выступает определенная социальная группа;
4) Получатель информации рассматривается ее создателями как объект воздействия.
5) Современная массовая коммуникация – процесс распространения информации с помощью технических средств на небольшие и рассредоточенные аудитории.
6) В массовой коммуникации коммуникатор приобретает «индивидуальный» характер.
13. Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова из предложенного списка. Выберите слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Канадский исследователь А) _________один из первых использовал понятие «медиа». Выделил три основных этапа в развитии человеческой цивилизации. Первой была эпоха человека слушающего с преобладанием устной речи. Изобретение книгопечатания создало человека Б) ________. третью эпоху представил человек слушающий и смотрящий, который существует в условиях В) __________ коммуникации. |
1) смотрящий 3) телевизионный 5) Г. Лассуэлл 2) М. Маклюэн 4) читающий 6) электронный |
14. Выберите верные утверждения, характеризующие толпу.
1) Отсутствие организационных и моральных норм.
2) Сознательность и ответственность.
3) Схожие ожидания какого-либо переживания.
4) Спонтанная реакция на один и тот же раздражитель.
5) Наличие целей и задач.
6) Утрата личной ответственности.
15. Дополните схему, используя в правом столбце данные.
↑ ↑ ↑
↑
↓ ↓
↓ ↓ ↓ ↓
|
1) условия 2) регресс 3) характер 4) воспроизводство 5) темпы 6) организация |
16. Укажите неверные суждения.
1) Социальные движения, достигшие своей цели, превращаются в социальные институты.
2) Социальные движения – наиболее распространенная форма массовой коммуникации.
3) Массовое поведение реализуется в форме как неорганизованных, так и организованных действий.
4) Социальные движения способствуют или препятствуют социальным изменениям.
5) Все социальные движения развиваются непоследовательно и хаотично.
6) В современном мире в процессах изменения общества особая роль принадлежит молодежи.