Школа — это маленькая жизнь, которую проживает каждый человек. Мы начинаем познавать жизнь в школе. А потом, во взрослой жизни, опираемся на свой ум и те знания, которые получили в школе. Всегда нужно полагаться в первую очередь на себя, а школа поможет нам, укрепит силы.
Задания по разделам:
«Становление информационной цивилизации»,
«Беларусь в мировом сообществе»
на февраль 2025 года
ЧАСТЬ А
А1. Скачок, резкий переход к качественно новым научно-техническим принципам развития производства является такой формой научно-технического прогресса, как:
1) постепенная;
2) реформирующая;
3) революционная;
4) эволюционная;
5) регрессивная.
А2. Внедрение ресурсосберегающих технологий относится к такому направлению устойчивого развития, как:
1) правовое;
2) историческое;
3) религиозное;
4) экономическое;
5) духовное.
А3. По законности выделяют следующий вид миграции:
1) постоянная;
2) нелегальная;
3) образовательная;
4) религиозная;
5) трудовая.
А4. Размывание национальных границ и возрастание влияния международных организаций являются проявлением такого фактора глобализации, как:
1) экологический;
2) культурный;
3) политический;
4) социальный;
5) научно-технологический.
А5. Республика Беларусь на северо-западе граничит с:
1) Российской Федерацией;
2) Украиной;
3) Польшей;
4) Литвой;
5) Латвией.
А6. Автором технологического подхода к периодизации исторического процесса является:
1) Р. Челлен;
2) Н. Данилевский;
3) О. Шпенглер;
4) У. Ростоу;
5) Э. Тоффлер.
А7. К основным принципам международного права относится:
1) невмешательство во внутренние дела государств;
2) общности;
3) срочности;
4) проведения различий;
5) гуманизма.
А8. Выберите правильный вариант заполнения схемы:
1) А – по целям, Б – двуполярный мир;
2) А – по состоянию, Б – биполярный мир;
3) А – по характеру волеизъявления, Б – монополярный мир;
4) А – по законности, Б – двуполярный мир;
5) А – по срокам, Б – мультиполярный мир.
А9. Цивилизация, по мнению Н. Данилевского, – это:
1) заключительная стадия в развитии культуры;
2) широкомасштабная культурная общность;
3) общественно-экономическая формация;
4) культурно-исторический тип;
5) ступень развития общества.
А10. Японские учёные Юдзиро Хаяси и Ёнэдзи Масуда в 1960-1970-е гг. стали широко использовать термин:
1) геополитика;
2) постиндустриальное общество;
3) миграционная мобильность;
4) информационный суверенитет;
5) информационное общество.
А11. Выберите вариант ответа, оба элемента которого являются принципами международного гуманитарного права:
А) принцип идеологического плюрализма Б) принцип соразмерности В) принцип гуманизма Г) принцип доступности, открытости и непрерывности Д) принцип информационного нейтралитета |
1) б, в 2) г, д 3) а, г 4) а, д 5) а, б |
А12. По мнению американского учёного Уолта Ростоу основными чертами переходного общества являются:
1) замедленное развитие, низкий уровень производительности труда;
2) промышленная революция, начало индустриализации;
3) технический прогресс, урбанизация;
4) зарождение предпринимательства и капиталистических отношений, рост национального самосознания;
5) качественное улучшение жизненных условий человека, расширение сферы услуг.
А13. «Цифровым разрывом» называют:
1) тип бизнеса, прибыль которому приносит продажа информации рекламодателям о пользователях;
2) разделение общества на тех, кто владеет информационными технологиями, и тех, кто не владеет;
3) применение информационных технологий для оказания государственных услуг гражданам и организациям;
4) информационную среду, являющейся основой развития производительных сил общества;
5) экономическое производство с использованием цифровых технологий.
А14. Национальные интересы Республики Беларусь предполагают:
1) самоизоляцию государства во внешнеполитических отношениях;
2) сосредоточение исключительно на политической сфере;
3) сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности государства;
4) полную зависимость политики государства от природно-географических факторов;
5) подчинение тенденциям глобализации.
А15. Социальное направление устойчивого развития предполагает:
1) повышение благосостояния населения;
2) изменение структуры потребления и производства;
3) внедрение ресурсосберегающих технологий;
4) охрану окружающей среды;
5) финансирование природоохранных мероприятий.
А16. Идея и политика, предполагающая сохранение и развитие этнических и культурных различий, параллельное существование культур разных народов в обществе – это:
1) ксенофобия;
2) национализм;
3) этноцентризм;
4) мультикультурализм;
5) национальное самосознание.
ЧАСТЬ В
В1. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., принятая в 2015 году государствами-членами ООН, содержит ___________ целей.
В2. Совокупность методов обработки, изменения свойств исходного материала в процессе производства продукции называется ________________.
В3. Любое лицо, которое перемещается или уже переместилось через международную границу или внутри государства и покинуло место своего обычного жительства – это __________________.
В4. Понятие:
а) под которым понимается сосуществование разноплановых тенденций: на фоне глобализации вместо ожидаемого исчезновения региональных отличий происходит их сохранение и усиление;
б) в котором наблюдается увеличение интереса к локальным особенностям, историческим традициям, возрождению диалектов и др. – это __________________________.
В5. Расположите в правильной последовательности появление международных организаций (от самой ранней к более поздней):
1) Евразийский экономический союз;
2) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе;
3) Организация Договора о коллективной безопасности.
В6. Выберите ДВЕ верные характеристики, относящихся к капиталистической ступени развития производительных сил и производственных отношений, согласно учению К. Маркса:
1) возникновение частной собственности на средства производства;
2) господство натурального хозяйства;
3) распределение благ не по труду, а по потребностям;
4) основной механизм побуждения к труду – экономическое принуждение;
5) существование классов буржуазии и пролетариата.
В7. Укажите ДВА признака научно-технической революции:
1) рост финансирования науки;
2) увеличение количества исследовательских учреждений;
3) изменение роли человека в процессе производства и управления;
4) становление научного труда ведущей формой человеческой деятельности;
5) успехи естествознания.
В8. Укажите ДВА показателя, которые учитываются при подсчете Индекса человеческого развития:
1) ожидаемая продолжительность жизни;
2) количество медицинских учреждений на душу населения;
3) уровень грамотности населения и ожидаемая продолжительность обучения;
4) конкурентноспособность экономики;
5) степень соблюдения прав человека.
В9. Укажите ТРИтенденции, характерные для информационного общества:
1) увеличение доли интеллектуального труда в экономике;
2) превращение сельского хозяйства в приоритетный сектор экономики;
3) снижение доли ВВП, создаваемой в информационной сфере;
4) повышение доступности глобальных информационных сетей;
5) повышение уровня доступности образования.
В10. Изучите диаграмму. Выберите верные утверждения.
Согласно данным диаграммы:
1) страны группируются по ценностному признаку;
2) страны группируются по географическому признаку;
3) Беларусь более других православных стран продвинулась от ценностей выживания к ценностям самовыражения;
4) На шкале светско-рациональных ценностей Беларусь находится на одном уровне с Великобританией;
5) Более других приверженцами традиционных ценностей являются страны протестантской Европы.
В11. Укажите ТРИ характеристики формационного подхода к периодизации истории:
1) выделяет этап постиндустриального общества;
2) разрабатывался на основе идей Карла Маркса;
3) выделяет 5 общественно-экономических формаций;
4) развивался американским социологом Элвином Тоффлером;
5) рассматривает исторический процесс как последовательную и закономерную смену общественно-экономических формаций.
В12. Выберите ДВА верных суждения, характеризующие устойчивое развитие.
1) Устойчивое развитие общества предполагает удовлетворение нужд современного поколения любой ценой, даже за счет нанесения ущерба будущим поколениям людей.
2) В Республике Беларусь не существует Национальной стратегии устойчивого развития.
3) Цели устойчивого развития взаимосвязаны и универсальны.
4) Повестка-2030 содержит 120 Целей устойчивого развития.
5) В Цели устойчивого развития входят устойчивые города и населенные пункты.
6) Целью № 1 устойчивого развития является индустриализация, инновации и инфраструктура.
В13. Выберите ДВАверных утверждения.Принципы международного права обладают силой:
1) экономической;
2) моральной;
3) религиозной;
4) социальной;
5) юридической.
В14. Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова (словосочетания) последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Геополитика как теория складывается на рубеже А) _____. В книге «Великие державы» шведский учёный Б) _____ пытался доказать, что малые страны «обречены» на подчинение «великим державам», которые в силу своей «географической судьбы» В) _____ объединить их в большие географические и хозяйственные «комплексы». |
|
1) XVIII – XIX вв. 2) Р. Челлен 3) Й. Шумпетер |
4) обязаны 5) XIX – XX вв. 6) имеют право |
В15. Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова (словосочетания) последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Глобализация представляет собой довольно сложный и А) _____ процесс. В Б) _____, принятой ООН в 2000 г., отмечено: «Мы считаем, что главной задачей, стоящей перед нами сегодня, является обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира. Мы осознаём, что В) _____ страны и страны с переходной экономикой сталкиваются с особыми трудностями в плане принятия мер в связи с решением этой главной задачи». |
|
1) противоречивый 2) Декларация тысячелетия 3) развитые |
4) Всеобщая декларация прав человека 5) развивающиеся 6) гармоничный |
В16. Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова (словосочетания) последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Цель международного гуманитарного права – предотвратить или А) _____ во время вооруженных конфликтов, а его функции реализуются посредством соблюдения следующих принципов: гуманизма, Б) _____, соразмерности и В) _____ обращения. |
|
1) запретить использование оружия 2) гуманное 3) проведение различия |
4) проведение сравнения 5) ограничить людские страдания 6) высокомерное |
В17. Укажите ДВА предложения, в которых допущена смысловая ошибка. Обратите внимание: необходимо указать НЕВЕРНЫЕ суждения!
1) Одним из представителей цивилизационного подхода к изучению общества является Освальд Шпенглер. 2) Свои идеи О. Шпенглер изложил в работе «Понимание медиа: внешние расширения человека». 3) О. Шпенглер рассматривал исторический процесс как череду сменяющих друг друга культур. 4) Культуры, с точки зрения О. Шпенглера, как живые организмы, имеют свою судьбу и переживают стадии зарождения, расцвета, старости и увядания. 5) Цивилизации, считал О. Шпенглер, являются периодом расцвета культуры, когда в полной мере проявляются духовность и творчество.
В18. Установите соответствие.
Название международной организации |
Сфера деятельности |
А) ЮНЕСКО Б) ВОЗ В) МОТ |
1) вопросы организации труда 2) вопросы поддержания международного мира и безопасности 3) вопросы здравоохранения 4) вопросы образования, науки и культуры |
В19. Установите соответствие.
Средства международного сотрудничества |
Примеры |
А) политические Б) пропагандистские В) военные |
1) средства массовой информации, агитация 2) манёвры, учения, интервенция 3) переговоры, визиты, встречи, подготовка и заключение соглашений, участие в работе международных организаций 4) экономический потенциал страны |
В20. Установите соответствие.
Мыслитель |
Вклад в развитие цивилизационного подхода |
А) Н. Данилевский Б) С. Хантингтон В) А. Тойнби |
1) рассматривал цивилизацию как стадию вырождения, заката и «омертвения» культуры 2) отстаивал точку зрения, согласно которой история существует как единый всемирно-исторический процесс 3) в работе «Россия и Европа» описал 12 культурно-исторических типов в истории общества 4) механизмом возникновения и развития цивилизации считал ответ творческого меньшинства на вызовы своего времени 5) рассматривал цивилизацию как широкомасштабную культурную общность, которая определяется наличием ряда общих черт и соответствующей самоидентификацией людей |
В 21. Установите соответствие.
Мыслитель |
Вклад в науку |
А) В. Вернадский Б) С. Милгрэм В) Э. Тоффлер |
1) социологическая теория шести рукопожатий 2) введение в оборот термина «футурошок» 3) концепция глобальной компьютерной сети и создание электронный стандартов её работы 4) учение о ноосфере |
В22. Установите соответствие.
Этап развития общества |
Отличительная характеристика |
А) доиндустриальное общество Б) индустриальное общество
|
1) аграрная революция, в результате которой произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему 2) переход отручного труда к машинному производству 3) массовое товарное производство и технологическое разделение труда 4) определяющую роль играют собственники земли, духовенство, армия |