rubeen

 

4nj7bxsto8ea8wfw4napdygto8eafwf14n47bxqozzem7wfirdea8wc84gypbpqos5emjwfi4n67bqgoswopbxsos8eabwfo4n57

4nj7be6ouaonfwfb4gypbpqosuem5wcx4g81bwce4n7pbxsozxemye8no1mnypburdemgmsouuem7wfu4nhpbq6oszemfwfore


Школа — это маленькая жизнь, которую проживает каждый человек. Мы начинаем познавать жизнь в школе. А потом, во взрослой жизни, опираемся на свой ум и те знания, которые получили в школе. Всегда нужно полагаться в первую очередь на себя, а школа поможет нам, укрепит силы.

Задания по разделам: «Становление информационной цивилизации», «Беларусь в мировом сообществе» на февраль 2025 года

 Задания по разделам:

«Становление информационной цивилизации»,

«Беларусь в мировом сообществе»

на февраль 2025 года

ЧАСТЬ А

А1. Скачок, резкий переход к качественно новым научно-техническим принципам развития производства является такой формой научно-технического прогресса, как:

1) постепенная;

2) реформирующая;

3) революционная;

4) эволюционная;

5) регрессивная.

А2. Внедрение ресурсосберегающих технологий относится к такому направлению устойчивого развития, как:

1) правовое;

2) историческое;

3) религиозное;

4) экономическое;

5) духовное.

А3. По законности выделяют следующий вид миграции:

1) постоянная;

2) нелегальная;

3)  образовательная;

4) религиозная;

5) трудовая.

А4. Размывание национальных границ и возрастание влияния международных организаций являются проявлением такого фактора глобализации, как:

1) экологический;

2) культурный;

3) политический;

4) социальный;

5) научно-технологический.

А5. Республика Беларусь на северо-западе граничит с:

1) Российской Федерацией;

2) Украиной;

3) Польшей;

4) Литвой;

5) Латвией.

А6. Автором технологического подхода к периодизации исторического процесса является:

1) Р. Челлен;

2) Н. Данилевский;

3) О. Шпенглер;

4) У. Ростоу;

5) Э. Тоффлер.

А7. К основным принципам международного права относится:

1) невмешательство во внутренние дела государств;

2) общности;

3) срочности;

4) проведения различий;

5) гуманизма.

А8. Выберите правильный вариант заполнения схемы:

1) А – по целям, Б – двуполярный мир;

2) А – по состоянию, Б – биполярный мир;

3) А – по характеру волеизъявления, Б – монополярный мир;

4) А – по законности, Б – двуполярный мир;

5) А – по срокам, Б – мультиполярный мир.

А9. Цивилизация, по мнению Н. Данилевского, – это:

1) заключительная стадия в развитии культуры;

2) широкомасштабная культурная общность;

3) общественно-экономическая формация;

4) культурно-исторический тип;

5) ступень развития общества.

А10. Японские учёные Юдзиро Хаяси и Ёнэдзи Масуда в 1960-1970-е гг. стали широко использовать термин:

1) геополитика;

2) постиндустриальное общество;

3) миграционная мобильность;

4) информационный суверенитет;

5) информационное общество.

А11. Выберите вариант ответа, оба элемента которого являются принципами международного гуманитарного права:

А) принцип идеологического плюрализма

Б) принцип соразмерности

В) принцип гуманизма

Г) принцип доступности, открытости и непрерывности

Д) принцип информационного нейтралитета

1) б, в

2) г, д

3) а, г

4) а, д

5) а, б

А12. По мнению американского учёного Уолта Ростоу основными чертами переходного общества являются:

1) замедленное развитие, низкий уровень производительности труда;

2) промышленная революция, начало индустриализации;

3) технический прогресс, урбанизация;

4) зарождение предпринимательства и капиталистических отношений, рост национального самосознания;

5) качественное улучшение жизненных условий человека, расширение сферы услуг.

А13. «Цифровым разрывом» называют:

1) тип бизнеса, прибыль которому приносит продажа информации рекламодателям о пользователях;

2) разделение общества на тех, кто владеет информационными технологиями, и тех, кто не владеет;

3) применение информационных технологий для оказания государственных услуг гражданам и организациям;

4) информационную среду, являющейся основой развития производительных сил общества;

5) экономическое производство с использованием цифровых технологий.

А14. Национальные интересы Республики Беларусь предполагают:

1) самоизоляцию государства во внешнеполитических отношениях;

2) сосредоточение исключительно на политической сфере;

3) сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности государства;

4) полную зависимость политики государства от природно-географических факторов;

5) подчинение тенденциям глобализации.

А15. Социальное направление устойчивого развития предполагает:

1) повышение благосостояния населения;

2) изменение структуры потребления и производства;

3) внедрение ресурсосберегающих технологий;

4) охрану окружающей среды;

5) финансирование природоохранных мероприятий.

А16. Идея и политика, предполагающая сохранение и развитие этнических и культурных различий, параллельное существование культур разных народов в обществе – это:

1) ксенофобия;

2) национализм;

3) этноцентризм;

4) мультикультурализм;

5) национальное самосознание.

ЧАСТЬ В

В1. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., принятая в 2015 году государствами-членами ООН, содержит ___________ целей.

В2. Совокупность методов обработки, изменения свойств исходного материала в процессе производства продукции называется ________________.

В3. Любое лицо, которое перемещается или уже переместилось через международную границу или внутри государства и покинуло место своего обычного жительства – это __________________.

В4. Понятие:

а) под которым понимается сосуществование разноплановых тенденций: на фоне глобализации вместо ожидаемого исчезновения региональных отличий происходит их сохранение и усиление;

б) в котором наблюдается увеличение интереса к локальным особенностям, историческим традициям, возрождению диалектов и др. – это __________________________.

В5. Расположите в правильной последовательности появление международных организаций (от самой ранней к более поздней):

1) Евразийский экономический союз;

2) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе;

3) Организация Договора о коллективной безопасности.

В6. Выберите ДВЕ верные характеристики, относящихся к капиталистической ступени развития производительных сил и производственных отношений, согласно учению К. Маркса:

1) возникновение частной собственности на средства производства;

2) господство натурального хозяйства;

3) распределение благ не по труду, а по потребностям;

4) основной механизм побуждения к труду – экономическое принуждение;

5) существование классов буржуазии и пролетариата.

В7. Укажите ДВА признака научно-технической революции:

1) рост финансирования науки;

2) увеличение количества исследовательских учреждений;

3) изменение роли человека в процессе производства и управления;

4) становление научного труда ведущей формой человеческой деятельности;

5) успехи естествознания.

В8. Укажите ДВА показателя, которые учитываются при подсчете Индекса человеческого развития:

1) ожидаемая продолжительность жизни;

2) количество медицинских учреждений на душу населения;

3) уровень грамотности населения и ожидаемая продолжительность обучения;

4) конкурентноспособность экономики;

5) степень соблюдения прав человека.

В9. Укажите ТРИтенденции, характерные для информационного общества:

1) увеличение доли интеллектуального труда в экономике;

2) превращение сельского хозяйства в приоритетный сектор экономики;

3) снижение доли ВВП, создаваемой в информационной сфере;

4) повышение доступности глобальных информационных сетей;

5) повышение уровня доступности образования.

В10. Изучите диаграмму. Выберите верные утверждения. 

Согласно данным диаграммы:

1) страны группируются по ценностному признаку;

2) страны группируются по географическому признаку;

3) Беларусь более других православных стран продвинулась от ценностей выживания к ценностям самовыражения;

4) На шкале светско-рациональных ценностей Беларусь находится на одном уровне с Великобританией;

5) Более других приверженцами традиционных ценностей являются страны протестантской Европы.

В11. Укажите ТРИ характеристики формационного подхода к периодизации истории:

1) выделяет этап постиндустриального общества;

2) разрабатывался на основе идей Карла Маркса;

3) выделяет 5 общественно-экономических формаций;

4) развивался американским социологом Элвином Тоффлером;

5) рассматривает исторический процесс как последовательную и закономерную смену общественно-экономических формаций.

В12. Выберите ДВА верных суждения, характеризующие устойчивое развитие.

1) Устойчивое развитие общества предполагает удовлетворение нужд современного поколения любой ценой, даже за счет нанесения ущерба будущим поколениям людей.

2) В Республике Беларусь не существует Национальной стратегии устойчивого развития.

3) Цели устойчивого развития взаимосвязаны и универсальны.

4) Повестка-2030 содержит 120 Целей устойчивого развития.

5) В Цели устойчивого развития входят устойчивые города и населенные пункты.

6) Целью № 1 устойчивого развития является индустриализация, инновации и инфраструктура.

В13. Выберите ДВАверных утверждения.Принципы международного права обладают силой:

1) экономической;

2) моральной;

3) религиозной;

4) социальной;

5) юридической.

В14. Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова (словосочетания) последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.

Геополитика как теория складывается на рубеже А) _____. В книге «Великие державы» шведский учёный Б) _____ пытался доказать, что малые страны «обречены» на подчинение «великим державам», которые в силу своей «географической судьбы» В) _____ объединить их в большие географические и хозяйственные «комплексы».

1) XVIII – XIX вв.

2) Р. Челлен

3) Й. Шумпетер

4) обязаны

5) XIX – XX вв.

6) имеют право

В15. Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова (словосочетания) последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.

Глобализация представляет собой довольно сложный и А) _____ процесс. В Б) _____, принятой ООН в 2000 г., отмечено: «Мы считаем, что главной задачей, стоящей перед нами сегодня, является обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира. Мы осознаём, что В) _____ страны и страны с переходной экономикой сталкиваются с особыми трудностями в плане принятия мер в связи с решением этой главной задачи».

1) противоречивый

2) Декларация тысячелетия

3) развитые

4) Всеобщая декларация прав человека

5) развивающиеся

6) гармоничный

В16. Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова (словосочетания) последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.

Цель международного гуманитарного права – предотвратить или А) _____ во время вооруженных конфликтов, а его функции реализуются посредством соблюдения следующих принципов: гуманизма, Б) _____, соразмерности и В) _____ обращения.

1) запретить использование оружия

2) гуманное

3) проведение различия

4) проведение сравнения

5) ограничить людские страдания

6) высокомерное

В17. Укажите ДВА предложения, в которых допущена смысловая ошибка. Обратите внимание: необходимо указать НЕВЕРНЫЕ суждения!

1) Одним из представителей цивилизационного подхода к изучению общества является Освальд Шпенглер. 2) Свои идеи О. Шпенглер изложил в работе «Понимание медиа: внешние расширения человека». 3) О. Шпенглер рассматривал исторический процесс как череду сменяющих друг друга культур. 4) Культуры, с точки зрения О. Шпенглера, как живые организмы, имеют свою судьбу и переживают стадии зарождения, расцвета, старости и увядания. 5) Цивилизации, считал О. Шпенглер, являются периодом расцвета культуры, когда в полной мере проявляются духовность и творчество. 

В18. Установите соответствие.

Название международной организации

Сфера деятельности

А) ЮНЕСКО

Б) ВОЗ

В) МОТ

1) вопросы организации труда

2) вопросы поддержания международного мира и безопасности

3) вопросы здравоохранения

4) вопросы образования, науки и культуры

В19. Установите соответствие.

Средства международного сотрудничества

Примеры

А) политические

Б) пропагандистские

В) военные

1) средства массовой информации, агитация

2) манёвры, учения, интервенция

3) переговоры, визиты, встречи, подготовка и заключение соглашений, участие в работе международных организаций

4) экономический потенциал страны

В20. Установите соответствие.

Мыслитель

Вклад в развитие цивилизационного подхода

А) Н. Данилевский

Б) С. Хантингтон

В) А. Тойнби

1) рассматривал цивилизацию как стадию вырождения, заката и «омертвения» культуры

2) отстаивал точку зрения, согласно которой история существует как единый всемирно-исторический процесс

3) в работе «Россия и Европа» описал 12 культурно-исторических типов в истории общества

4) механизмом возникновения и развития цивилизации считал ответ творческого меньшинства на вызовы своего времени

5) рассматривал цивилизацию как широкомасштабную культурную общность, которая определяется наличием ряда общих черт и соответствующей самоидентификацией людей

В 21. Установите соответствие.

Мыслитель

Вклад в науку

А) В. Вернадский

Б) С. Милгрэм

В) Э. Тоффлер

1) социологическая теория шести рукопожатий

2) введение в оборот термина «футурошок»

3) концепция глобальной компьютерной сети и создание электронный стандартов её работы

4) учение о ноосфере

В22. Установите соответствие.

Этап развития общества

Отличительная характеристика

А) доиндустриальное общество

Б) индустриальное общество

 

1) аграрная революция, в результате которой произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему

2) переход отручного труда к машинному производству

3) массовое товарное производство и технологическое разделение труда

4) определяющую роль играют собственники земли, духовенство, армия