Школа — это маленькая жизнь, которую проживает каждый человек. Мы начинаем познавать жизнь в школе. А потом, во взрослой жизни, опираемся на свой ум и те знания, которые получили в школе. Всегда нужно полагаться в первую очередь на себя, а школа поможет нам, укрепит силы.
Задания по разделам:
«Личность, общество, государство»,
«Человек в мире культуры»
на октябрь 2024 года
ЧАСТЬ А
1. Одним из принципов прав человека является:
1) неравенство;
2) срочность;
3) возвратность;
4) взаимосвязанность;
5) цикличность.
2. Выберите верное суждение.
1) Правительство Республики Беларусь относится к судебной ветви власти.
2) Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь обладают правом законодательной инициативы.
3) Законы в Республике Беларусь вступают в силу только после утверждения их на референдуме.
4) Парламент Республики Беларусь руководит министерствами, местными исполнительными и распорядительными органами.
5) Премьер-министр назначает выборы в Парламент Республики Беларусь.
3. Нормы права:
1) приобретают силу после принятия государственными органами;
2) не поддаются кодификации;
3) возникают задолго до появления государства;
4) не предполагают санкций со стороны государства;
5) регулируют только отношения, не поддающиеся внешнему контролю.
4. Механизм регуляции социальной жизни, который строится вокруг оси противоположности добра и зла, - это:
1) экономика;
2) наука;
3) честь;
4) искусство;
5) мораль.
5. Дисциплина, предметом теоретического осмысления которой является мораль и определение смысла жизни человека, - это:
1) достоинство;
2) этика;
3) нравственность;
4) религия;
5) совесть.
6. Принятые в обществе представления о правильном и неправильном, а также совокупность правил поведения, вытекающих из этих представлений,- это:
1) мораль;
2) совесть;
3) искусство;
4) честь;
5) наука.
7. Права человека:
1) присущи только людям определенной расы;
2) приобретаются людьми в момент совершеннолетия;
3) являются отчуждаемыми;
4) имеют отношение к самому факту человеческого существования;
5) основаны на принципе неравенства и дискриминации.
8. Примером медиатекста является:
1) разговор друга по телефону;
2) ответ ученика на вопрос учителя в классе;
3) беседа двух студентов в читальном зале библиотеки;
4) письмо внучки своей бабушке;
5) статья, опубликованная в газете.
9. Всебелорусское народное собрание- это:
1) орган местного управления;
2) основной орган исполнительной власти;
3) орган судебной власти;
4) высший представительный орган народовластия;
5) форма местного самоуправления.
10. Выберите верное суждение:
1) массовая культура создается творческой элитой общества;
2) элитарная культура ориентирована на коммерческий успех;
3) основой национальной культуры является народная культура;
4) массовая и элитарная культура не взаимосвязаны и не воздействуют друг на друга;
5) доминирующая культура всегда борется с субкультурами.
11. В первом разделе Конституции Республики Беларусь:
1) закрепляется принцип верховенства права как основы правового государства;
2) закреплены личные, политические, социально- экономические и культурные права;
3) закреплено право выдвижения кандидатов в депутаты за общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами;
4) закреплено право вето Главы государства на законы, принятые Парламентом;
5) закреплены положения об органах надзора за исполнением законодательства.
12. Выберите вариант ответа, в котором верно соотнесены функция культуры и ее проявление.
А) исторической преемственности Б) ценностная В) нормативная |
1) способствует формированию представления о значимом и незначительном 2) способствует объединению общества для решения важнейших задач 3) способствует усвоению людьми совокупности норм и правил, регламентирующих их поведение деятельность 4) содействует накоплению, хранению и передаче опыта предыдущих поколений |
1) А3Б2В4; 2) А1Б4В3; 3) А2Б3В4; 4) А4Б1В3; 5) А1Б4В2
13. Выберите вариант ответа, оба элемента которого относятся к личным правам:
а) право на неприкосновенность жилища б) право на участие в решении государственных дел в) право на юридическую помощь г) право на образование д) право собственности |
1) а, в 2) а, б 3) б, д 4) а, д 5) в, г |
14. Выберите вариант ответа, оба элемента которого характеризуют медиатекст:
а) наличие определенного послания, посыла- месседжа б) приватное сообщение становится медиатекстом в момент его написания в) способ создания медиатекста не зависит от канала передачи информации г) для понимания медиатекста необходимо знать код или язык медиа д) адресатом медиатекста является его автор |
1) а, г 2) б,в 3) г, д 4) б, д 5) а, д |
15. Выберите правильный вариант заполнения схемы.
1) А-материальная, Б-формирование представлений о стандартах и правилах социально одобряемого поведения;
2) А- материальная, Б- удовлетворение потребности в досуге и отдыхе;
3) А- информационно-коммуникативная, Б- удовлетворение потребности в досуге и отдыхе;
4) А- рекреативная, Б- создание произведений искусства;
5) А- информационно-коммуникативная, Б- формирование представлений о стандартах и правилах социально одобряемого поведения.
16. Выберите правильный вариант заполнения схемы.
1) А-формы проявления доминирующей культуры, Б- эпатажная;
2) А-формы самодеятельности субкультуры, Б-эпатажная;
3) А-виды мобильности, Б-либеральная;
4) А-виды материальной культуры, Б- консервативная;
5) А-признаки культуры, Б- экономическая.
ЧАСТЬ В
1. Научное понятие, которое происходит от греческих слов «чужой» и «страх» и обозначает неприязнь или ненависть, страх по отношению к чужим взглядам и обычаям, боязнь чужого, – это __________.
2. Научное понятие, которое переводится с латинского языка как «возделывание, воспитание, образование, развитие≫ и обозначает специфический человеческий способ жизни, включающий процесс и результаты человеческой деятельности, систему норм и ценностей, символов и идеалов, рассматриваемых в контексте исторической эпохи, – это __________.
3. В соответствии со статьей 3 Конституции Республики Беларусь «единственным источником государственной __________ и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ».
4. Понятие, которое происходит от латинских слов «твердый» и «отпечаток» и обозначает сложившиеся упрощенные, односторонние, а нередко и искаженные представления о менталитете и стандартном поведении представителей какого-либо народа, - это этнокультурный___________
5. Выберите из указанных правовых документов тот, который был принят РАНЬШЕ других:
1) Конвенция о правах ребенка, принятая Организацией Объединенных Наций;
2) Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»;
3) Декларация прав ребенка, принятая Организацией Объединенных Наций
6. Согласно законодательству Республики Беларусь несовершеннолетние получают право самостоятельно распоряжаться своей стипендией и иными собственными доходами начиная с возраста___________ лет.
7. Расположите разделы Конституции Республики Беларусь в правильной последовательности:
1) Личность, общество, государство;
2) Избирательная система. Референдум;
3) Основы конституционного строя.
8. Расположите в правильной последовательности следующие этапы законодательного процесса в Республике Беларусь.
1) внесение проекта закона на рассмотрение Палаты представителей;
2) одобрение законопроекта в Совете Республики;
3) принятие законопроекта в палате представителей.
9. Укажите ДВА политических права, зафиксированные в Конституции Республики Беларусь.
1) право на свободу собраний;
2) право на образование;
3) право на свободу печати;
4) право на юридическую помощь;
5) право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности;
6) право сохранять национальную принадлежность и выбирать язык общения.
10. Укажите ДВЕ характеристики Всебелорусского народного собрания.
1) предлагает изменения и дополнения в Конституцию;
2) является Правительством Республики Беларусь;
3) осуществляет непосредственную охрану общественного порядка;
4) утверждает программы социально-экономического развития Республики Беларусь;
5) считается контрольно- надзорным органом;
6) осуществляет правосудие.
11. Выберите ДВА верных суждения, характеризующие Правительство Республики Беларусь.
1) главной функцией Правительства Республики Беларусь является законотворчество;
2) Палата представителей заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства;
3) Правительство и органы местной власти в Республике Беларусь осуществляют исполнительную власть;
4) работой Правительства руководит Премьер- министр, которого назначает на должность Президент с согласия Совета Республики;
5) Правительство избирается сроком на 4 года.
12. Выберите ТРИ верных суждения, характеризующие права и обязанности ребенка в Республике Беларусь.
1) К правам ребенка относится право на гражданство.
2) Всесторонней защитой государства в Республике Беларусь пользуются только дети, рожденные в браке.
3) В Республике Беларусь ребенок обязан соблюдать законы государства.
4) Согласно законодательству Республики Беларусь все дети имеют равные права независимо от их национальной принадлежности.
5) В Республике Беларусь совершеннолетие наступает в 16 лет
13. Выберите ТРИ верных суждения, характеризующие доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру.
1) К причинам формирования молодежных субкультур относится неспособность доминирующей культуры предложить привлекательную для молодежи систему ценностей.
2) Субкультура представляет собой систему норм и ценностей, отличающих отдельную группу людей от большинства общества.
3) Между доминирующей культурой и субкультурой невозможны партнерские отношения.
4) Эпатажная субкультура всегда основана на культе физической силы, жестком противостоянии «мы-они» и внутренней иерархии.
5) Социальная субкультура имеет цель в виде решения конкретных общественных задач.
14. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
А)_____________представляет собой совокупность культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны на узкий круг ценителей. Данный тип культуры характеризуется Б)_____________. Представители этой культуры нацелены В)_____________ |
1) Элитарная культура 2) на точное воспроизведение традиции 3) народная культура 4) особый язык, непонятный вне круга творцов 5) на создание новых идей и интерпретаций 6) примитивные формы и упрощенные смыслы |
15. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
В Республике Беларусь существуют различные органы власти, наделенные широкими полномочиями. Так, Всебелорусское народное собрание – это А)______________ Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляют Б) _____________ И местные органы исполнительной власти. Основная задача исполнительной власти- В)_____________ |
1) реализация законов на практике2) высший представительный орган народовластия 3) осуществление правосудия 4) Парламент 5) Правительство 6) орган местного самоуправления |
16. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Согласно законодательству Республики Беларусь несовершеннолетние получают право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки А) _____ 14 лет. Кроме того, в этом возрасте они могут сами совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгод, Б) ____________. В случае совершения правонарушения несовершеннолетние по общему правилу подлежат уголовной ответственности по достижении В) ___________ возраста.
|
1) не требующие нотариального удостоверения 2) требующие государственной регистрации 3) 16-летнего 4) еще до 5) 18-летнего 6) только с |
17. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
Одним из первых термин А) ___________( в широком смысле означает «посредник») для обозначения средств передачи и распространения информации использовал исследователь Б) ________. В своих трудах ученый утверждал, что они буквально расширяют слух, зрения и В) ______ и представляют новые возможности для обычного человека, позволяющие ему мгновенно быть повсюду. |
1)Гарольд Лассуэлл 2) Маршалл Маклюэн 3) медиа 4) коммуникация 5) осязание 6) обоняние. |
18. Установите соответствие.
Тип прав |
Права человека в Республике Беларусь |
А) личные |
1) право на свободу научного и технического творчества |
Б) политические |
2) право на жизнь |
В) культурные |
3) право на участие в решении государственных дел |
|
4) право на труд |
19. Установите соответствие.
Понятие |
Определение |
А) этноцентризм |
1) система ценностей, которая в корне противоречит ценностям доминирующей культуры |
Б) артефакт |
2) сложившийся в культуре устойчивый образ |
В) архетип |
3) современное понятие, которое используется для обозначения ложной информации в сфере медиа |
4) искусственно созданный человеком предмет или явление, имеющий как физические характеристики, так и символическое содержание |
|
5) стремление человека воспринимать и описывать все происходящее сквозь призму ценностей и норм своей культуры |
20. Установите соответствие.
Возраст предоставления права |
Право
|
А) до 14 лет |
1) вступать в брак на общих основаниях |
Б) с 14 лет |
2) осуществлять права автора произведения литературы |
В) с 16 лет |
3) самостоятельно заключать трудовой договор |
4) совершать мелкие бытовые сделки, например, приобретать продукты питания |
21. Установите соответствие.
Вид культуры |
Характерные черты |
А) народная |
1) была бы невозможна без демократизации общественной жизни и расширения образовательных возможностей |
Б) элитарная |
2) представляет собой систему норм и ценностей, отличающих этническую или профессиональную группу от большинства общества |
В) массовая |
3) не ставит перед собой цели быть понятной вне круга ценителей |
4)характеризуется анонимностью и транслируется из поколения в поколение |
22. Установите соответствие.
Функция культуры |
Проявление |
А) ценностно- нормативная |
1) обеспечивать преемственность в культуре |
Б) интегративная |
2) формировать представление о стандартах и правилах социально одобряемого поведения |
В) гуманизирующая |
3) преодолевать себя и становиться носителем определенной культуры |
4) объединять носителей культуры |