rubeen

 

4nj7bxsto8ea8wfw4napdygto8eafwf14n47bxqozzem7wfirdea8wc84gypbpqos5emjwfi4n67bqgoswopbxsos8eabwfo4n57

4nj7be6ouaonfwfb4gypbpqosuem5wcx4g81bwce4n7pbxsozxemye8no1mnypburdemgmsouuem7wfu4nhpbq6oszemfwfore


Как помочь подростку в выборе профессии?

Наиболее важной частью школьной профориентации являются профессиональные пробы (пробы сил). Это своеобразная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

В ходе проб школьник проверяет наличие или отсутствие у себя профессионально значимых качеств. Кроме того, общеизвестно, что качества формируются только в деятельности, поэтому одной из задач профессиональных проб является создание поля формирования профессионально значимых качеств личности. В длительной профессиональной пробе есть некоторый элемент профессиональной адаптации.

В ходе профориентационной работы педагог решает следующие задачи:

  • Оказывает помощь школьникам в самопознании;
  • Осуществляет психологическую подготовку учащихся к труду;
  • Участвует в организации общественно полезного и производительного труда;
  • Организует систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропагандирует те из них, которые необходимы региону;
  • Изучает личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;
  • Организует разнообразные виды деятельности, в которых школьники могут осуществить своеобразную «пробу сил», стимулируют их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов;
  • Устанавливает и поддерживает контакты с организациями и учреждениями, осуществляемыми профориентацию учащихся (УПК, предприятия, внешкольные учреждения и т. п.);
  • Проводит работу с родителями учащихся, помогает выпускникам в трудоустройстве, определении места учёбы, выявляет удовлетворённость избранным жизненным путём;
  • Координирует действия учителей, работающих в классе.

Таким образом, школьник является не только объектом профориентационной деятельности, но одновременно и субъектом. Все наши педагогические воздействия воспринимаются или отторгаются им. Как бы взрослые не помогали молодому человеку, профессиональный выбор он делает сам и впоследствии сам за него несёт ответственность. Исходя из этого, целесообразно составлять планы подготовки к выбору профессии каждому старшекласснику. Они должны носить глубоко индивидуальный характер и должны быть тесно связаны с самовоспитательной деятельностью.

Социальная защита нужна человеку не только в период обучения в школе, но и после её завершения. Хотя рынок создаёт условия для свободы выбора жизненного и профессионального пути, он одновременно приводит к невостребованности части рабочей силы, а проще говоря — к безработице. В этой ситуации забота школы об обоснованном выборе профессии её выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, становятся крайне актуальными задачами, решив которые школа реализует свою гуманистическую функцию, поможет молодым людям осуществить социальное и профессиональное самоопределение. Это возможно, только если существует система профориентационной работы, под которой понимается взаимодействие личности и общества, направленное на удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры.

Профессиональная ориентация как сложная система, как явление междисциплинарное имеет многоплановые аспекты:

  • Социальные;
  • Экономические; психолого-педагогические;
  • Медико-физиологические.
  • Если профориентация — система, то она должна иметь структуру, состоящую из взаимосвязанных подсистем.

Традиционно выделялись следующие компоненты профориентационной работы:

  • Профессиональное просвещение;
  • Профессиональная активизация
  • Профессиональная консультация;
  • Профессиональный отбор;
  • Профессиональная адаптация.