ЧАСТЬ А
1. Социальная сущность человека проявляется в случае, когда он:
1)создает «вторую природу»;
2)испытывает жажду;
3)ощущает холод;
4)чувствует запахи
5)слышит звуки.
2.Процесс усвоения человеком совокупности знаний, норм поведения, привычек, позволяющих ему жить в обществе, называется:
1)эволюция;
2)глобализация;
3)социальная дифференциация;
4)урбанизация;
5)социализация.
3.Человек как сознательный и ответственный субъект деятельности и отношений с людьми-это:
1)интроверт;
2)индивид;
3)флегматик;
4)личность;
5)индивидуальность.
4.Для человека как биологического существа характерна(-о):
1)способность к обмену энергией с окружающей средой;
2)умение целенаправленно преобразовывать окружающую среду;
3)умение создавать культурные ценности;
4)осознанное включение в жизнь общества;
5)способность понимать себя и окружающих.
5.Под индивидуальностью понимают:
1) саморегуляцию организма и обмен энергией с окружающей средой;
2)принадлежность к человеческому роду;
3)субъективное восприятие внешних воздействий;
4)отличительные биологические, психологические и социальные качества человека;
5)особенности строения и функционирования организма.
6.Важнейшим условием становления и развития человека как личности является(-ются):
1) включение в систему общественных связей и отношений;
2) умение приспосабливаться к природной среде;
3) субъективное восприятие внешних воздействий;
4) саморегуляция, обмен энергией с окружающей средой;
5)особенности строения и функционирования организма.
7.Для холерика типичной формой реакции на внешние воздействия будет:
1)игнорирование раздражающих факторов;
2)мгновенный ответ обидчику;
3)письменное изложение своих переживаний;
4)участие в спортивных соревнованиях;
5)выразительная мимика.
8.Темперамент---это психологическое проявление:
1.характера;
2. наследственности;
3. типа нервной системы;
4. сущности человека;
5. способностей человека.
9.Темперамент сангвиника проявляется в:
1) глубоких переживаниях;
2) размеренности речи;
3) живости и выразительности мимики;
4) быстроте и торопливости действий;
5) спокойствии.
10.По каналам социального наследования человеку не передается:
1) характер;
2) темперамент;
3) воля;
4) мужество;
5) саморегуляция.
11.Психологическая характеристика самоуглубленной личности, направленной на внутренний мир мыслей, переживаний и т.п., относится к типу:
1) экстраверта;
2) интроверта;
3) эгоиста;
4) нигилиста;
5) конформиста.
12.Психологическая характеристика обращенной вовне личности, направленной на внешний мир и деятельность в нем, отличающейся преобладающим интересом к внешним объектом и т.п., относится к типу:
1) экстраверта;
2) интроверта;
3) эгоиста;
4) нигилиста;
5) конформиста.
13.Присущая человеку способность воспроизводить действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и осмысленно, целенаправленно действовать называется:
1) эмпатия;
2) творчество;
3) личность;
4) сознание;
5) психика.
14.Человек в отличие от животных:
1) обладает способностью усваивать достижения культуры;
2) имеет простейшие психические реакции;
3) имеет саморегуляцию и обмен энергией с окружающей средой;
4) обладает врожденными и унаследованными качествами;
5) может приспосабливаться к окружающей среде.
15.Конфликты бывают:
1) субъективными;
2) объективными;
3) интроспективными;
4) межличностными;
5) волевыми.
16. В основе развития конфликтной ситуации лежит:
1) неприятность;
2) недоразумение;
3) заговор;
4) обида;
5) противоречие.
17. Нонконформизм- это:
1) соглашательская позиция;
2) конфликтная ситуация;
3) индифферентное отношение;
4) противоречие мнению коллектива;
5) личностные приоритеты.
18.Малая социальная группа- это:
1) студенты учебного заведения;
2) коллектив крупной школы;
3) коллектив ателье по пошиву одежды;
4) водители;
5) молодежь.
19.Стратегию приспособление как линию поведения в конфликтной ситуации отличает:
1) терпение и внимание к оппонентам;
2) отказ от своих желаний;
3) настойчивость в открытой борьбе за свои интересы;
4) урегулирование разногласий через взаимные уступки;
5) отсутствие активных действий.
20.Для конформизма как формы поведения характерно(-а):
1) стремление соответствовать мнению большинства;
2) определение личных интересов выше групповых;
3) противостояние давлению группы в целях защиты своих интересов;
4) бескорыстная забота о благе другого человека;
5) осознанное служение коллективным интересам.
21.Способ взаимодействия людей, предполагающий речевое воздействие человека на чувства и намерения других людей помимо их воли, называется:
1) заражение;
2) внушение;
3) убеждение;
4) подражание;
5) обращение.
22.Индивидуализм как качество личности проявляется в:
1) умении оказывать скрытое влияние на коллектив;
2) принятии интересов коллектива как значимых и ценных для себя;
3) определении личных интересов выше интересов коллектива;
4) готовности жертвовать личными интересами ради блага других людей;
5) согласии с позицией группы.
23. Коллективизм как форма поведения в группе проявляется в:
1)воспитании у детей независимости и самостоятельности;
2)стремлении удовлетворять личные интересы;
3)стремлении поступать вопреки мнению большинства;
4)отрицании общепринятых норм и ценностей;
5)осознанном слежении интересам группы.
24.Рекреативная функция семьи заключается в:
1) обеспечении членов семьи комфортом и уютом;
2) развитии определенных нравственных качеств детей в семье;
3) удовлетворении потребностей членов семьи в любви и дружбе;
4) создании бытовых условий жизни;
5) воспроизведении вида «Человек разумный».
25. Выберите вариант ответа, оба элемента которого являются формами общения с точки зрения позиции участников по отношению друг к другу.
а) императивное б) неформальное в) манипулятивное г) инструментальное д) диалогическое |
1) а, в 2) а, б 3) б, д 4) а, д 5) в, г |
26. Выберите вариант ответа, оба элемента которого являются вербальными средствами общения.
а) жесты б) правильность произношения в) тембр голоса г) поза д) мимика |
1) а, г 2) г, д 3) б, в 4) б, д 5) в, д |
27. Выберите правильный вариант заполнения схемы.
1)А-повторение, Б-в разговоре с другом мальчик утверждает, что учиться сейчас не модно;
2)А-воспроизведение, Б-девочка хочет заниматься плаванием, как и ее старший брат;
3)А-повторение, Б-ребенок перестал готовиться к урокам, как и его лучший друг;
4)А-заражение, Б-подросток старается вести себя, как его кумир;
5)А-заражение, Б-ученый доказывает коллегам правильность своей теории.
28. Выберите правильный вариант заполнения схемы.
1)А-убеждение, Б-мальчик начал грубить родителям, как и его лучший друг;
2)А-убеждение, Б-инспектор ГАИ обосновывает детям необходимость соблюдения правил дорожного движения;
3)А-влияние, Б-ребенок хочет стать учителем, как его мама;
4)А-принуждение, Б-ребенок захотел заниматься плаванием, как и его старший брат;
5)А-влияние, Б-девушка начала чаще покупать одежду черного цвета под воздействием модных журналов.
ЧАСТЬ В
1.Человек, обладающий совокупностью социальных и духовных качеств, приобретенных им в процессе возрастного развития и социализации, -это….
2.Совокупность индивидуальных особенностей человека, которая:
а) придает своеобразие поведению и деятельности человека, характеризует степень его жизненной активности;
б) проявляется с самого рождения человека и почти не меняется, обозначается понятием….
3. Присущая человеку способность воспроизводить действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и осмысленно, целенаправленно действовать – это ... .
4.Свойство высокоорганизованного головного мозга, присущее не только человеку, но и другим млекопитающим-это…
5.Деятельность, направленная на удовлетворение потребностей, создание техники, преобразование окружающего мира и самого себя-это…
6. Совокупность относительно устойчивых свойств человека, которые проявляются в действиях и поступках в течение длительного времени, называется…
7.Отличающее человека активное отношение к разнообразным условиям своей жизни и к самому себе, их осознанное преобразование в соответствии со своими желаниями-это…
8.Форма общественного поведения, которая:
а) является чертой личности;
б) проявляется в желании добровольно помогать другим людям;
в) предполагает готовность жертвовать личными интересами, называется…
9.Разновидность общественного поведения, которая характеризуется:
а) стремлением поступать вопреки позиции господствующего большинства;
б) утверждением противоположной точки зрения;
в) проявлением собственной неповторимости, выражается понятием….
10.Выберите верные утверждения, характеризующие мировоззрения и его формы.
1)Мировоззрение включает в себя как личный опыт, так и обобщенный опыт других людей.
2)Религия представляет собой особую форму мировоззрения, основанную на вере в существование сверхъестественных сил.
3)Научное мировоззрение формируется стихийно, как бы само собой, под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека.
4)Для философского мировоззрения характерно использование строгих понятий, логичность, последовательность.
5)религиозное мировоззрение нацелено на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
6) Мировоззрение личности формируется в первые годы жизни и в дальнейшем не меняется.
11. Выберите верные утверждения, характеризующие конфликт и линии поведения в конфликтной ситуации.
1) В ходе компромиссного решения конфликта у участников может сохраняться эмоциональная неудовлетворенность.
2) Недостатком стратегии сотрудничества является то, что конфликт при этом не решается.
3) Стратегия уклонения предполагает взаимные уступки всех участников конфликта.
4) В структуре конфликта можно выделить его участников, причину, инцидент и сложившуюся конфликтную ситуацию.
5) При неконструктивном конфликте одна из сторон стремится психологически подавить партнера.
6)Всего выделяют три линии поведения в конфликте: уклонение, компромисс, сотрудничество.
12.Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
А) ___________- человек быстрый, порывисты, с большой жизненной энергией, у которого Б)___________ настроение. В общении с людьми он бывает несдержанным. Он В)___________ выполнять работу, которая требует длительной концентрации внимания, спокойного, медленного темпа. |
1) холерик 2) меланхолик 3)часто меняется 4)редко меняется 5)любит 6)не любит |
13. Вставьте в приведенном тексте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
А)_______- человек очень чувствительный, обидчивый, легко ранимый. Голос тихий. Движения невыразительны. Он Б)________ неудачи, обиды. Хорошо справляется с малоинтересной, монотонной работой. В привычной. Спокойной обстановке работает очень продуктивно. В)_________ ко всему новому. При малейших трудностях у него опускаются руки. |
1)меланхолик 2)холерик 3)тяжело переносит 4)легко переносит 5)плохо приспосабливается 6)хорошо приспосабливается |
|
14. Вставьте пропущенные слова:
Центральный круг «колеса эмоций» американского психолога А)_______________________ – это Б) _______________________________. Средний круг – это базовые эмоции, внешний – эмоциональные состояния (настроения). Чем дальше от центра, тем В) ________________ интенсивным является переживание.
|
1)эмоциональные состояния 2)аффекты 3) Карла Роджерса 4)Роберта Плутчика 5) более 6) менее |
15.Установите соответствие
Тип индивида |
Характерные черты |
А) интроверт |
1. Активно и непосредственно общается с другими людьми |
Б) амбиверт |
2. Податлив реальному или воображаемому влиянию большинства |
В) экстраверт |
3. Отрицает общечеловеческие ценности |
Г) конформист |
4. Склонен больше к самонаблюдению, чем к общению с другими людьми |
|
5.Склонен к самонаблюдению, уединению и активному общению с другими людьми |
16.Установите соответствие:
Функция семьи |
Цель |
А) эмоционально- психологическая |
1. Обеспечение домашнего уюта |
Б) рекреативная |
2. Забота о духовном развитии ребенка |
В) воспитательно- регулятивная |
3. Воспроизведение вида Человек разумный |
|
4. Формирование атмосферы взаимопонимания |